Марсель Дюшан. Искусство возможного (2020)

документальный, биография, история, искусство

Дадаист и создатель «Фонтана» и «Велосипедного колеса» предсказывает современное искусство

СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ (2021)

документальный

Пейзажи всех штатов – в алфавитном порядке, от Алабамы до Вайоминга; и живописные, и устрашающие

АЛЛЕНСВОРТ (2022)

документальный

12 месяцев в городе-мечте, ставшем городом-призраком

ЧИТАТЕЛИ (2017)

документальный

Наблюдение за интимным процессом чтения четырёх героев

АМФЕСТ

Ретроспектива крупнейшего американского режиссёра экспериментального кино впервые в России.

Кто такой Джеймс Беннинг? Документалист? Безусловно. Все семьдесят с лишним его фильмов (треть из которых
полнометражные) формально относятся к неигровому кино при всем разнообразии методов. Даже если Беннинг привлекает как в «Самоубийстве в пейзаже» актёров для имперсонации упоминаемых реальных лиц; даже если снимает как в совместной с Бёртом Барром «О, Панаме» звёздного Уиллема Дефо.

Художник? Разумеется. Все его работы равно принадлежат и кинематографу, и современному искусству; музейные пространства абсолютно своя среда для фильмов Беннинга; и инсталляции он создает с конца 1970-х годов.

Минималист и структуралист? Ещё какой. Повествовательное, нарративное кино
то, чем Беннинг никогда не грешил; его фильмы часто строятся на долгих планах, всматривании в ландшафт, бессюжетном статичном наблюдении и продолжают эксперименты, начатые в 1960-е авангардистским движением структурного кино, изобретают другой киноязык.

Философ? Конечно. Его визуальные практики восходят к трудам Генри Дэвида Торо. Искусство Беннинга
многотомный эпос осмысления связей между историей и природой, искусственными и естественными ландшафтами, частным и вечным.

Документалист, художник, авангардист, философ, а ещё икона независимого кино, педагог, поэт. Каждое определение подходит и ни одно не исчерпывает титаническую фигуру Беннинга.

Ретроспектива в рамках фестиваля «Амфест» – первая ретроспектива Беннинга в России. Три избранные картины не только требуют немалой концентрации зрительского внимания, но и обещают немалую духовную отдачу.

«Сеанс»: Как смотреть (Джеймса Беннинга)?
«Задержите внимание в «Руре», «Ферме Мэгги» или «АЛЛЕНСВОРТе» чуть дольше, чем позволит стандартный лимит терпения, и вот, после второй, третьей монтажной склейки, после четвертой, пятой минуты всматривания в один неподвижный кадр вы начнете различать визуальные нюансы и узнавать микрособытия там, где раньше находились слепые пятна. Ваше самочувствие улучшится, окрепнет уверенность в себе как в зрителе, экранный мир никогда не станет прежним. И даже без иронии – удивительно, как изображения, сперва способные показаться пустыми и даже безжизненными, ближе к концу киносеанса могут восприниматься перенасыщенными экшеном. Весь фокус в тонкой перенастройке взгляда, которую незаметно раз за разом проделывает Беннинг».

ИСКУССТВО КИНО. Джеймс Беннинг: Человек в пейзаже