Самоубийство в пейзаже (1986)

криминал, драма

Опыт исторической криминалистики – радикальный ответ жанровому кино

Рур (2009)

документальный

Постиндустриальная симфония: первый цифровой – и первый снятый за пределами США – фильм Беннинга

Двадцать сигарет (2011)

документальный

«Здесь курят» – название литературного бестселлера Кристофера Бакли, экранизированного в Голливуде, безупречно определяет всё происходящее в фильме Беннинга

Бескомпромиссный Клиффорд Стилл (2019)

документальный, биография, искусство

Живопись как противостояние: пионер абстрактного экспрессионизма в споре с Джексоном Поллоком и Марком Ротко

Билл Виола: Путь к собору Св. Павла (2018)

документальный, биография, искусство

Завораживающие произведения главного видеохудожника современности Билла Виолы в классических интерьерах собора святого Павла в Лондоне

Глазами Джейми Уайета (2024)

документальный, биография, искусство

Портретист Нуреева и Кеннеди: поэтический мир живописи наследника артистической династии Уайетов

Критика мертва. Да здравствует критика! (2024)

документальный, искусство

Исчезающая профессия: арт-критики в мире изменившихся отношений между искусством и СМИ

Марк Ротко: Картина смотрит на тебя (2023)

документальный, биография, искусство

Завораживающая чувственность абстрактных картин легенды искусства XX века

Мир Эндрю Уайета (2018)

документальный, биография, искусство

«Магический реализм» знакового американского художника XX века

Роберт Ирвин: Искусство света и пространства (2022)

документальный, биография, искусство

Пионер лэнд-арта делает свет и пространство главными героями своих завораживающих инсталляций

АМФЕСТ

Ретроспектива крупнейшего американского режиссёра экспериментального кино впервые в России.

Кто такой Джеймс Беннинг? Документалист? Безусловно. Все семьдесят с лишним его фильмов (треть из которых
полнометражные) формально относятся к неигровому кино при всем разнообразии методов. Даже если Беннинг привлекает как в «Самоубийстве в пейзаже» актёров для имперсонации упоминаемых реальных лиц; даже если снимает как в совместной с Бёртом Барром «О, Панаме» звёздного Уиллема Дефо.

Художник? Разумеется. Все его работы равно принадлежат и кинематографу, и современному искусству; музейные пространства абсолютно своя среда для фильмов Беннинга; и инсталляции он создает с конца 1970-х годов.

Минималист и структуралист? Ещё какой. Повествовательное, нарративное кино
то, чем Беннинг никогда не грешил; его фильмы часто строятся на долгих планах, всматривании в ландшафт, бессюжетном статичном наблюдении и продолжают эксперименты, начатые в 1960-е авангардистским движением структурного кино, изобретают другой киноязык.

Философ? Конечно. Его визуальные практики восходят к трудам Генри Дэвида Торо. Искусство Беннинга
многотомный эпос осмысления связей между историей и природой, искусственными и естественными ландшафтами, частным и вечным.
 

Документалист, художник, авангардист, философ, а ещё икона независимого кино, педагог, поэт. Каждое определение подходит и ни одно не исчерпывает титаническую фигуру Беннинга.

Ретроспектива в рамках фестиваля «Амфест» – первая ретроспектива Беннинга в России. Она охватывает, насколько это возможно, разные десятилетия (часть ранних фильмов, снятых на 16-миллиметровую пленку, с которой Беннинг работал вплоть до «Рура», сам автор сегодня в кино не показывает). Не огромна, но охватить «всего Беннинга» невозможно. Три избранные картины уже требуют немалой концентрации зрительского внимания но и обещают немалую духовную отдачу.

«Сеанс»: Как смотреть (Джеймса Беннинга)?
«Задержите внимание в «Руре», «Ферме Мэгги» или «АЛЛЕНСВОРТе» чуть дольше, чем позволит стандартный лимит терпения, и вот, после второй, третьей монтажной склейки, после четвертой, пятой минуты всматривания в один неподвижный кадр вы начнете различать визуальные нюансы и узнавать микрособытия там, где раньше находились слепые пятна. Ваше самочувствие улучшится, окрепнет уверенность в себе как в зрителе, экранный мир никогда не станет прежним. И даже без иронии – удивительно, как изображения, сперва способные показаться пустыми и даже безжизненными, ближе к концу киносеанса могут восприниматься перенасыщенными экшеном. Весь фокус в тонкой перенастройке взгляда, которую незаметно раз за разом проделывает Беннинг».