Огоньки и фейерверки


Вадим Рутковский
26 августа 2025

XIII фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче» в Калининграде отличился обилием фильмов про Новый год: видимо, все подсознательно жаждут перемен и надеются на чудо. А мы бегло и с картинками рассказываем про призёров

Победа в конкурсе короткого метра – у весьма реалистичной анимационной сказки Жанны Бекмамбетовой «Сын». Самый оригинальный дополнительный приз – пак пива – достался самому раскованному короткому конкурсанту, постгодаровской молодежной комедии Димы Теплова «Илья и Захар: Масленица на пределе».


Дима (смотрите в проекте «Молодое кино на CoolPlay» его фильмы «А1733» и «Это какой-то булщит, бро») – бро и кумир; в «Масленице» у меня камео (изображаю путинский электорат – чувствовал себя почти Дональдом Сазерлендом в «ХХ веке»). Приз смешной и, главное, полезный: золотая птица, которую получают за победу в официальных номинациях, весит 3 кг 800 гр, и её ни съесть, ни выпить.


Второе, более традиционное особое упоминание жюри – у «Цензурократии» Никиты Миклушова (смотрите в проекте «Молодое кино на CoolPlay» его дебютный полный метр «Мох»); вместе с призом журнала «Искусство кино». По названию можно предположить публицистику – однако нет, хотя высказывание на гиперострую тему: цензура, запрещённая даже действующей Конституцией РФ, в РФ процветает, и одной из её жертв стал новый полнометражный фильм Миклушова «Любовь», вылетевший из программы выборгского «Окна в Европу». «Цензурократия» – эффектный экспериментальный фильм; отталкивается от актуального, но движется к рефлексии допустимого на публичном экране и метафизике.


Главный приз жюри короткого метра – Аня Чиповская, Дмитрий Врубель, Роман Евдокимов и Евгений Сангаджиев – отдели анимационному фильму Жанны Бекмамбетовой «Сын», мелодраматическому хиту о мальчике с ДЦП и марсианских грёзах.


Приз за лучшую анимацию – лаконичной и меланхоличной фантазии Гургена Алояна «Наблюдение». Приз за режиссуру – тоже анимации, снятому с помощью ИИ экспериментальному фильму Юлдус Бахтиозиной «Идеально отвергнутые»: он был справедливо охарактеризован как работа, отображающая новый (в смысле, новый технологически, не социально) мир.

Приз за лучший сценарий – у Олега Афонина (смотрите в проекте «Молодое кино на CoolPlay» его «Последний гараж»), автора колдовской и при этом жутко правдивой (в изображении героев и отношений) тёмной комедии «Как холодцы попадают в холодильник».


Приз за операторскую работу – Владимиру Борисову, минимальными средствами создавшему визуальный мир «Нашего года» Николая Коваленко (смотрите в проекте «Молодое кино на CoolPlay» его фильмы «Место Силы» и «Точки Пересечения»).


«Наш год» – мягкая драматическая комедия про дружбу и бег времени; очень личный фикшн, в котором актёры – Тарас Шевченко, Алексей Пустовойтов, Николай Балацкий – играют, по сути, самих себя. И это тот случай, когда у режиссера не меньше прав на операторский приз, чем у, собственно, оператора; взгляд, свет, движение (и магический саунд, написанный Даниилом Прасоловым) – всё Коваленко.


Как и юмор – самый естественный и ненавязчивый из всех показанных на «Короче» комедий, пусть мою любимую шутку и сымпровизировал Тарас Шевченко. Уже как режиссёр «(не)документального фильма про осень» Тарас, звезда «Знакомства родителей», выиграл конкурс «Звёзды», где лидер определяется зрительским голосованием.

Приз за актерскую работу в коротком метре – Инне Сухарецкой, и тоже новогоднему фильму, и тоже кинокомедии: одна из любимейших моих актрис сыграла снегурку-воровку в «Самом лучшем новом годе» Екатерины Мавроматис.


Все короткометражные конкурсанты отобраны мной и Надей Королёвой; любое решение жюри по умолчанию надо благодарно принимать. Призовой расклад-2025 мне понятен, в нём есть логика и изящность. Тем не менее, мне грустно, что без наград тончайшая драма «Зверюшки» Павла Королько, эпическая (при всей дачной камерности) «Варвара святая» Полины Капантиной и радикально личная love-фантазия «СЖДП» Влада Шкуренко (на которого «кинокритическое» зверьё набросилась с особым остервенением, лишний раз продемонстрировав замечательную безмозглость).




Вот решение жюри полного метра мне менее понятно. Актёрские призы – обожаемой с детства Дарье Михайловой за «Взрослого сына» и начинающему Денису Хохрину за «Мальчика-птицу» – бесспорны.


Удивил выбор победителя: фильм «Счастлив, когда ты нет» сделан с интересной интенцией – этакий болтливый реалистический ромком с толикой секса; в главных ролях – топ-актёры Саша Бортич и Гоша Токаев; всё должно быть круто. Но нет – воплощены намерения клинически бездарно, на бесконечных тошнотворных восьмерках; и отношения-диалоги-ситуации так же нелепы и надуманны, как рабочий быт издательского дома «Исполин». Право, странно, что победил не реальный исполин – точёный, формально совершенный дебют Савелия Осадчего «Мальчик-птица», где при всей формальной отточености и концепте нет холода; неожиданный, щемящий и пронзительный фильм об уязвимости.


Я бы даже порадовался, если бы вдруг победило абсолютное развлечение – чисто сделанный, неглупый и тотально обаятельный сказочный ромком Дарьи Лебедевой «Сводишь с ума». Но чистое развлечение на фестивалях награждать побаиваются; мы были бы счастливы, если бы этот страх оставался единственным.