Горное здоровье


Вадим Рутковский
10 сентября 2025

«Иногда мы путешественники» – один из главных фильмов года; сделан не просто без господдержки, но силами одного человека, саунд-артиста Даниила Прасолова aka Prasdov. И с бюджетом в ноль рублей – чудо как оно есть

Аудиовизуальный эксперимент – в описании предельно прост; на деле бесконечен как космос. Максимально далёк от мейнстрима – и также максимально лёгок для восприятия; можно смотреть – как слушать музыкальные альбомы, по многу раз. Московская премьера – и фильма, и выпущенного на кассете саундтрека – 18 сентября в Центре Зотов.


53 минуты – всего один кадр; снято на handycam без монтажных склеек. Два товарища-путешественника поднимаются на гору Хвамли в Грузии. Один случайный австрийский турист. Реальное время – от ранних сумерек к закату.

Ветер, травы, древняя церковь из камня, море деревьев.

В пересказе может показаться частным трэвелогом, необязательной хроникой одного турпохода – при всей спонтанной гипнотизирующей красоте картинки. Но нет; пересказ не учитывает сложноустроенного саунд-дизайна: электронная музыка сплетена с монологами и диалогами разных людей, записанных автором в разные дни в разных местах. Коллекция сюжетов и реакций, панорамный взгляд, планетарный масштаб.


«Иногда мы путешественники» – пожалуй, моё главное открытие последнего времени; фильм-уникум, материализующий мою мечту об идеальном кино на стыке реальности и внутреннего авторского мира (также о мире Даниила Prasdov Прасолова, одного из лучших ныне действующих российских электронных музыкантов – полиэкранный фильм Николая Коваленко «Точки Пересечения», доступный в проекте «Молодое кино на CoolPlay»).

Это, пользуясь термином, который когда-то придумал Павел Руминов, naked cinema; беспримесно чистое кино.

Сделанное без всяких страховок; вне конвенций; без команды и бюджета – вопреки мифу, что большое, настоящее, полнометражное кино непременно дорого и многолюдно.


Моей первой ассоциацией был фильм Эдуардо Уильямса «Апогей человеческого 3», первая строчка в кинотитогах 2024-го. Понятно, что в «Апогее», копродукции едва ли не десятка стран – немалый бюджет, изощрённые методы съёмки, компьютерная графика (и Прасолов его точно не видел, никаких заимствований); но ощущение безграничности и всеохватности – общее.

«Путешественники» – одновременно интимистское видео и современный эпос. Вернее, вневременной – ненарочито сторонится актуальности; находит в сиюминутном вечность.

Всматривается в природу, вслушивается в рассказы людей; без напряжения; можно неоднократно пересматривать. В идеале – на большом экране.