Германия у порога


Вадим Рутковский
1 December 2020

С 1 по 10 декабря в онлайн-кинотеатре Cool Play – фестиваль нового немецкого кино German Films, дебютирующий в интернет-пространстве

17 сеансов на любой вкус: самая дружелюбная по отношению к публике европейская кинематография предстаёт во всей красе. Рассказываем, что и зачем смотреть.

2020-й – год гибридных фестивалей; и многие из тех, которым повезло состояться в традиционном, «физическом» формате, вышли «в онлайн». Ноябрьский кинофестиваль German Films стал по счёту 19-м, декабрьский онлайн-фест нового немецкого кино – первый и наверняка не последний. Я без пессимизма: та же Венеция задолго до всех «пандемических» ограничений показывала часть фильмов в Sala Web; расширение аудитории – дело исключительно хорошее, и отказываться от онлайн-показов даже при нормализации кинотеатральной жизни было бы неразумно.


Программа German Films Online – отличнейшая; говорю объективно, как человек, который к составлению афиши отношения не имел, но теперь любуется со стороны. Семь сеансов фестиваля – премьеры, только что показанные в Москве на 19-м German Films; кроме, как в Cool Play, нигде онлайн (не говоря про прокат) эти фильмы не увидеть; и пираты не помогут. Мой личный выбор – «Голые звери», дебют Мелани Вельде, зачаровавший меня минувшей зимой на Берлинале;

тонкое, внимательное и к телу, и к душе, снятое с верной – сдержанно, но чувственно – интонацией кино о тинейджерах.

Драма – но без надсадной драматизации; среда провинциального города, похожего на бескрайний спальный район, – довольно угрюмая, однако Вельде, сохраняя трезвость взгляда, избегает депрессивного искажения действительности. «Вот так мы жили, так и живем, так и будем жить, пока не умрем. И если мы живем вот так – значит, так надо!»


Ещё одна любопытная новинка – «Человек из Бейрута», нуар о слепом киллере и маленькой девочке, которая могла бы стать его жертвой, но бог миловал.

Кино, эстетски снятое в ч/б, с осмысленными отсылками к одной из этапных работ 1990-х – «Леону» Люка Бессона.


«Другая правда» – как и «Голые звери», открытие Берлинале.

Ироничный триллер про учёных и спецслужбы в поисках оружия массового поражения;

немного напоминает политическую комедию Барри Левинсона «Хвост виляет собакой».


На другом полюсе – «Идеальный секрет»,

апофеоз кино как здоровой коммерции, ремейк итальянских «Идеальных незнакомцев», любовь к которым объединила буржуазию всех стран.

Адаптированы «Незнакомцы» и у нас – см. комедию «Громкая связь». На фестивале German Films экстравагантные авторские фильмы без конфликтов соседствуют с проектами для миллионов. Так у немцев и во всей национальной кинематографии происходит. И не сказать, что зрители «Идеального секрета» и, например, «Прослушивания» – драмы, в которой главную роль скрипачки, дающей уроки музыки, играет одна из лучших актрис наших дней Нина Хосс – друг с другом не пересекаются. Очень разные фильмы, но планка кинематографического качества на высоте в каждом.


Кстати, с классической музыкой и классическим воспитанием у современных режиссёров отношения не менее сложные, чем отношения внутри современных семей:

в пандан к «Прослушиванию» в онлайн-программе German Films участник прошлогоднего оффлайн-фестиваля «Прелюд» с модным Луисом Хоффманом (в байопике «Нуреева» он играл любовника танцовщика-невозвращенца) в главной роли.


Панорама свежих достижений немецкого кино была бы неполной без дока. Его достойно представляет «Форум» – полемический портрет такого монструозного создания, как Всемирный экономический форум в Давосе;

забавно, что на постер попала Грета Тунберг, настоящая поп-звезда нового времени.  

Седьмая премьера German Films Online – сборник короткометражек Next Generation Short Tigerхлёсткие и лаконичные высказывания, за которыми, не исключено, режиссёры будущего.


Теперь же бегло о фильмах, которые побывали на немецких фестивалях прошлых лет. Мой личный номер один – «Ночь прекрасна» Ксавье Бёма,

обольстительный декадентский трип,

современная городская сказка в сюрреальных берлинских декорациях, на новый лад пересказывающая легенду о встрече художника (в данном случае, музыканта-электронщика) со смертью.


Кинороман о жестоком детстве «Урок немецкого» – самый популярный участник German Films 2019 года;

проверено, так сказать, на зрителях, обеспечивших фильму аншлаговые сеансы.


«Вестерн» Валески Гризебах –

абсолютный синефильский хит десятилетия;

без стеснения процитирую свой текст 2017-го года: «мощный, полнокровный фильм с эпическим романным дыханием; с фирменной созерцательностью, но без вялости-дряблости, свойственной другим выходцам из Берлинской школы».


В тексте, который назывался «Сложный нежный возраст», я в 2018-м рассказывал и про «детско-юношеское кино», выходящее сегодня онлайн – «Амели убегает» и «Ломо – язык многих других». В 2018-м я писал и о двух документальных фильмах о перемещениях людей в пространстве – «Центральном аэропорте Темпельхоф» и «Далеко. Истории кругосветного путешествия».

Словосочетание «кругосветное путешествие» в этом году стало звучать, как завиральная фантастика;

ну, можно на просмотре «Далеко» хотя бы вспомнить, как это было. А «Центральный аэропорт Темпельхоф» – уже кроме шуток – шедевр лирической документалистики, если пропустили, самое время наверстать.


Есть на фестивале и резидент телесериалов – два эпизода «Клуба поющих мясников».

Но со штампованной телепродукцией – ничего общего;

у режиссёрского штурвала – Ули Эдель, автор трансгрессивной классики «Мы дети станции Зоо», «Последний поворот на Бруклин» и эротического триллера с Мадонной «Тело как улика».