«Золотой Глобус» присматривается к «Нелюбви»


Вадим Рутковский
11 декабря 2017

Фильм Андрея Звягинцева попал в число претендентов на приз Ассоциации иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде

Мы изучили, с кем будет соревноваться наш соотечественник, попутно выбрав собственных победителей в других ключевых номинациях .

Часто – и не вполне справедливо – «Золотой Глобус» считают разминкой перед «Оскарами». Церемония награждения проходит на два месяца раньше (в 2018-м юбилейная 75-я раздача «Глобусов» случится 7 января, а тоже юбилейная – 90-я – раздача «Оскаров» – 4 марта), список номинантов во многом совпадает, на обеих церемониях не счесть голливудских звезд, различие же – в структуре: на «Глобусы» драмы и комедии номинируются раздельно, плюс огромный блок номинаций отдан телепроектам. Однако основное отличие – в тех, кто выдвигает претендентов; это, как говорят в Одессе, две большие разницы.


«Оскар» – вотчина американских кинематографистов, членов Киноакадемии, где актеры выбирают актеров, операторы – операторов, ну а за лучший фильм года голосуют представители всех профессий. «Золотой Глобус» – премия, учрежденная Голливудской ассоциацией иностранной прессы.

Конечно, граждане США в составе этой некоммерческой организации есть, но в принципе в неё входят только журналисты и фоторепортеры, делающие материалы об американской кинематографии для зарубежных медиа; всего около сотни человек из 55 стран (все детали – на официальном сайте Ассоциации). Так что строить оскаровские прогнозы, исходя из «глобусовского» расклада, я бы поостерёгся.


Впрочем, «Нелюбовь», скорее всего, попадет и в оскаровский шорт-лист претендентов на премию за лучший иноязычный фильм: Звягинцев, люби его или не люби, – один из самых популярных российских режиссеров на планете. Один «Золотой Глобус» у него уже есть – в 2015-м году, за фильм «Левиафан».

Не уверен, что «Нелюбви» поможет дата следующей церемонии, совпадающая с православным Рождеством: кино Звягинцева если не антирелигиозно, то точно антиклерикально. (Это, если что, шутка).

С кем соперничает Звягинцев. В номинации «Луший зарубежный фильм» – пять названий. Среди них два очевидных: «Квадрат» шведа Рубена Остлунда, победивший в мае на Каннском фестивале и только что награжденный главным призом Европейской Киноакадемии (в том, что он будет выдвинут и на «Оскар», сомнений нет – американские киноакадемики всегда следуют за мнением своих европейских коллег), и открытая Берлинале драма чилийца Себастьяна Лелио «Фантастическая женщина» – в России его показывали на ММКФ в программе Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было». Один претендент – чуть более неожиданный: «На пределе» Фатиха Акина, только что показанный нами на Фестивале немецкого кино. И один – сюрприз: камбоджийский фильм «Сначала они убили моего отца», игровая реконструкция кровавого ада, развязанного режимом Пол Пота, сделанная голливудской примой Анджелиной Джоли, известной своей бурной общественно-политической деятельностью.


Я бы рискнул поставить на «Квадрат» – следуя принципу моих друзей, болеющих за футбол: они никогда не делают денежных ставок на российскую команду, исходя из того, что, в случае победы соотечественников, радость от этого события затмит горечь финансовых потерь, а в случае поражения останутся хотя бы при деньгах, пусть и со слезами на глазах.

Кто борется за «драматический» «Глобус». Два претендента уже неплохо известны и в России: англоязычная история первой (и необычной) любви «Зови меня своим именем» итальянца Луки Гуаданиньо и «Дюнкерк» англичанина Кристофера Нолана. Два (оба – призеры Венецианского кинофестиваля, победитель и обладатель приза за сценарий) скоро выйдут в прокат: «Форма воды» мексиканца Гильермо дель Торо и «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» ирландца Мартина Макдонаха, я писал о них в репортажах из Венеции. Пятого номинанта – политический триллер Стивена Спилберга «Секретное досье» (The Post) – пока мало кто видел; старт проката в России назначен на 1 февраля, да и в Америке фильм выйдет только 22 декабря. Видимо, иностранцы в Голливуде воспользовались тайным пресс-показом.


Всего у «Секретного досье» 6 номинаций (режиссура, сценарий, музыка и актерские номинации Тома Хэнкса и Мерил Стрип), столько же – у «Трёх биллбордов», опережает всех «Форма воды» с семью номинациями, у «Зови меня своим именем» и «Дюнкерка» – по три. Подозреваю, что победит «Форма воды» – многие зрители нашли с немой героиней общий язык.

В женской актерской номинации с Мерил Стрип соревнуются Джессика Честейн («Большая игра» / Molly’s Game), Фрэнсис МакДорманд («Три биллборда...»), Мишель Уильямс («Все деньги мира»; тут очевидно, что члены Ассоциации успели посмотреть оригинальную версию фильма, из которой Ридли Скотт теперь вырезает Кевина Спейси и переснимает все эпизоды с участием проштрафившегося актера, заменив его на Кристофера Пламмера; по-моему, не слишком корректное выдвижение, даже если у Уильямс и Спейси не было совместных сцен) и Салли Хоукинс («Форма воды»). Победит, вероятно, Хоукинс, я болею за МакДорманд.


Пятерка лучших, по мнению Ассоциации, актеров выглядит так: юный Тимоте Шаламе («Зови меня своим именем») против четырех ветеранов – Хэнкса («Секретное досье»), Дэниела Дей-Льюиса («Призрачная нить»), Гэри Олдмена (сам Черчиль в «Темных временах») и Дэнзела Вашингтона («Роман Израэл, эсквайр»). Три фильма из пяти («Секретное досье», «Призрачная нить», «Темные времена») еще не вышли даже в американский прокат; ох, нескромно себя ведет иностранная пресса в Голливуде. Да, памятуя о недавнем скандале с дискриминацией афроамериканских кинематографистов в наградных листах, предречем победу Дэнзелу Вашингтону. Он, в конце концов, велик безотносительно цвета кожи.


Режиссерская номинация почти полностью дублирует список претендентов на «Глобус» за лучшую драму: дель Торо, МакДонах, Нолан, Спилберг. Только вместо Гуаданиньо – Ридли Скотт – и это совсем некорректно, учитывая вышеупомянутые обстоятельства.


Что рассмешило «Золотой Глобус». В номинации «Лучшая комедия или мюзикл» представлены: причудливый байопик «Горе-творец» (The Disaster Artist) неукротимого Джеймса Франко, победивший на фестивале в Сан-Себастьяне, изобретательный хоррор Джордана Пила «Прочь», «Величайший шоумен» Майкла Грейси, выходящий у нас, как и положено феерии о рождении шоу-бизнеса, под Новый год, «Ледяная стерва» Крэйга Гиллеспи (так своеобразно в нашем прокате будет называться история об уголовщине в мире фигурного катания «Я, Тоня» / I, Tonya) и лирическая трагикомедия Греты Гервиг «Леди Птица». Рискну предречь победу «Горе-творцу» – из уважения к Франко; фильма я пока не видел.


Актерские категории вводят в круг претендентов на «Глобус» новые названия: так «Битва полов» принесла номинации Эмме Стоун и Стиву Каррелу (ура, гендерное равенство восстановлено), «Виктория и Абдул» позволила выдвинуть царственную Джуди Денч, «Малыш на драйве» – юного Энсела Элгорта, англоязычный дебют итальянца Паоло Вирци The Leisure Seeker – ветераншу Хелен Миррен. Есть номинации у Марго Робби («Ледяная стерва»), Сиорши Ронан («Леди Птица»), Джеймса Франко («Горе-творец»), Хью Джекмана («Величайший шоумен») и Дэниела Калуи («Прочь»). Всей командой CoolConnections болеем за дуэт Каррел / Стоун.

Полный список номинантов – на официальном сайте Ассоциации.