«Оскар» не говорит по-английски


Вадим Рутковский
7 октября 2016

Все претенденты на «иноязычный» приз Американской киноакадемии-2017. Выпуск V: братья-украинцы, хитрые французы, чилийская кровь

Завершаем блиц-ревью 85 работ, стремящихся в оскаровскую номинацию «лучший фильм на иностранном языке». В последней партии – страны от «У» до «Я».

70. Украина

«Украинские шерифы» (Українські шерифи)

Документальный фильм об энтузиастах общественной охраны правопорядка на территории одной относительно счастливой деревни. «В Старой Збурьевке очень сложно вызвать милицию, – рассказывал украинскому «Радио Свобода» режиссер Роман Бондарчук. – Как правило, оперативная группа не приезжает, или говорит, что сломалась машина, нет бензина. За последние годы в селе было около 20 участковых – их даже не успевали запомнить». Виктор Кривобородько и Владимир Рудьковский – самостийные служители закона – положили такому беспределу конец, взяв мир и спокойствие под народный контроль. Вполне себе герои нашего неспокойного времени – и остроумного, сделанного с мягким украинским юмором фильма.


71. Уругвай

«Хлебные крошки» (Migas de pan)

В названии – не просто крошки, которые смахнули со стола и в мусорное ведро, а дешевое, пролетарское, но, говорят, очень вкусное блюдо мигас – из крошек, поджаренных в оливковом масле. При этом фильм Мананы Родригес вовсе не про кулинарию – это жесткое кино о женщине, прошедшей ад тюремных застенков в годы военной диктатуры, установленной в Уругвае путем переворота в 1973-м.


72. Филиппины

«Мама Роза» (Ma Rosa)

Еще один сильный женский портрет, фильм ведущего филиппинского режиссера наших дней Брильянте Мендозы. Каннский приз за роль актрисе Жаклин Жозе, сыгравшей нелепую, глуповатую, несчастную торговку наркотиками, угодившую в полицейский участок. Великолепный образец неореализма.


73. Финляндия

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (Hymyilevä mies; The Happiest Day in the Life of Olli Mäki)

Победитель Каннского конкурса «Особый взгляд», ретро-история, основанная на реальной биографии боксёра-неудачника, который проиграл свой матч века, потому что влюбился. Дебют Юхо Куосманена, элегантно снятый на чёрно-белую 16-миллиметровую плёнку, обаятельный и забавный, в определенном смысле, анти-«Рокки»: потому что не про победу, а про поражение. «Оскар» обычно предпочитает то, что ровно наоборот.


74. Франция

«Она» (Elle)

Французы выдвинули на «Оскар» ядовитую буржуазную комедию великого голландца Пауля Верхувена, чьи фантастические блокбастеры («Робокоп», «Вспомнить всё», «Звездный десант») и шедевральный эротический триллер «Основной инстинкт» во многом сформировали лицо американского кино конца ХХ века. Все любимые и навязчивые мотивы Верхувена – женщина-воительница, опасный секс, религиозное отношение к плоти, общественный диктат и выход из-под его контроля, власть фантазий над реальностью – в наличии, только впервые облачены в глянцевую оболочку. Мимикрия подрывного верхувенского творчества под гладкий салонный стиль вышла также безупречно, как маскировка «Звездного десанта» под милитаристский агитпроп. Ну и надо ли говорить, как хороша Изабель Юппер (на фото – рабочий момент, Изабель и Пауль). Сработает ли трюк французского оскаровского комитета, предложившего академикам фильм, глубоко издевательский по отношению к французскому кинематографическому качеству? Не уверен. А фильм всё ещё в прокате; рекомендую смотреть не испорченную дубляжем оригинальную версию – например, в «Англетере».


75. Хорватия

«С другой стороны» (S one strane)

Вновь женская история – о медсестре Весне, тихо и спокойно живущей в современном Загребе вместе с двумя уже взрослыми детьими. Но всё хрупкое благополучие рушится в один миг – когда Весна слышит в телефонной трубке голос вернувшегося из небытия мужа, активного участника гражданской войны на Балканах. Психологическая драма по сценарию Мате Матишича – москвичи могли видеть театральную постановку его пьесы «Дети священника» Александром Огаревым в Театре им. А.С. Пушкина с Николаем Чиндяйкиным в главной роли.


76. Черногория

«Канцелярская кнопка» (Igla ispod praga; The Black Pin)

Чёрная комедия о религии, суевериях и праве собственности. Герой – священник, у которого с Богом явный дисконнект: жена ушла, сын ни в грош не ставит, у матери прогрессирующий Альцгеймер. В довершение ко всему на него полчаются прихожане, заинтересованные в продаже участка земли, принадлежащего святому отцу. Дебют Ивана Мариновича – не оскаровского, конечно, масштаба, но интересный.


77. Чехия

«Затерянные в Мюнхене» (Ztraceni v Mnichově)

Комедия эксцентричного 49-летнего чешского классика, драматурга и режиссера Петра Зеленки («Пуговичники», «Хроники обыкновенного безумия», «Карамазовы»). До нас пока не добралась; не глядя, можно сказать, что главный герой – попугай 90 лет от роду, что это кино о кино и политике, а название отсылает к Мюнхенскому сговору 1938-го. Ждем.


78. Чили

«Неруда» (Neruda)

2016-й – год Пабло Ларраина: он выпустил сразу две мощнейших и нестандартных кинобиографии, Жаклин «Джеки» Кеннеди (показана в конкурсе Венецианског офестиваля) и Пабло Неруды (показан в каннском «Двухнедельнике режиссеров»). Травматический опыт чилийской истории Ларраин уже изживал и в триллере о серийном киллере («Тони Манеро»), и и патологоанатомической драме («Post mortem»), и в стилизованной под ТВ 1980-х хронике падения Пиночета («Нет»), и в антиклерикальном гиньоле («Клуб»). «Неруда» – опыт фантасмагорического нуара. 1949-й год, заглавный, но не единственный главный герой Неруда – сенатор и поэт в бегах, по следам которого идет наймит подлого президента Гонсалеса, полицейский и бастард Оскар, мнящий себя внебрачным сыном основателя чилийской полиции Пеллюшона. Сыщик сопровождает происходящее саркастическими антикоммунистическими комментариями, и сам Ларраин не боится быть вызывающе ироничным – иногда. В целом высокий пафос трагедии ему определенно ближе.


79. Швейцария

«Моя жизнь Кабачка» (Ma vie de Courgette)

Мультфильм о детях-сиротах. Главного героя зовут Икаром, но он предпочитает менее пафосное имя, которым его называла мама, скончавшаяся от злоупотребления алкоголем. Трогательная драма дебютанта Клода Барра, в которой печальное содержание контрастирует с «несерьезной» анимационной формой.  


80. Швеция

«Вторая жизнь Уве» (En man som heter Ove)

Летом эта душевная трагикомедия о неравнодушном ворчуне Уве побывала на нашем фестивале шведского кино http://www.coolconnections.ru/ru/projects/573 и в прокате, потому сейчас без дополнительных комментариев.


81. Эквадор

«Без мертвых нет карнавала» (Sin Muertos No Hay Carnaval)

То ли социальная драма, то ли гиньоль, о том как с самостроем борятся в Эквадоре. По одну сторону – 250 бедных семей, ютящихся в хибарах, по другую – барчук-наследник земли, приютившей бедняков.


82. Эстония

«Мать» (Ema; Mother)

Новый фильм Кадри Кыусаар, которой крупно повезло в 2007-м, когда просто отправленый по почте дебютный «Магнус» угодил в «Особый взгляд» Канна: фестиваль разыграл географическую карту, дополнив международную кинопанораму картиной из малютки Эстонии. «Мать» заочно выглядит почти эстонским «Твин Пикс» – маленький город, где много тайн и, кажется, нет невиновных.


83. Южная Африка

«Зови меня вором» (Noem My Skollie; Call Me Thief)

Гангстерская драма, претендующая не столько на оскаровский шорт-лист, сколько на титул «Однажды в ЮАР».


84. Южная Корея

«Смутное время» (Miljeong; The Age of Shadows) Шпионский ретро-триллер о корейских подпольщиках, кротах и двойных агентах в борьбе с японскими оккупантами. Велеречивостью и плакатностью напоминает советское кино сталинской эпохи; правда, сюжеты наши мастера придумывали куда как интереснее. Режиссер – Ким Чжи Ун, известный «Горько-сладкой жизнью», «Историей двух сестер», «Хорошим, Плохим, Долбанутым» и голливудским боевиком «Возвращение героя» со стариной Арни Шварценеггером.


85. Япония

«Жизнь с моей матерью» (Haha to Kuraseba)

Честное слово, мы не специально поставили южнокорейский фильм, изображающий японцев мировым злом, рядом с японской картиной; во всём виноват только алфавитный порядок. От Японии – очередная работа не сбавляющего темпа и в 85 лет классика Йоджи Ямады, человечная и поэтичная драма, которую можно встретить и под названием «Нагасаки: Воспоминания моего сына». История матери, обретающей сына, считавшегося погибшим при атомной бомбардировке города. Фильм о том, что миру нужен мир.


Мир и вам. А пятерых счастливчиков, выдвинутых Киноакадемией на премию «Оскар» узнаем при оглашении номинантов 24 января 2017 года.