«Оскар» не говорит по-английски


Вадим Рутковский
6 октября 2016

Все претенденты на «иноязычный» приз Американской киноакадемии-2017. Выпуск IV: бодрый Кончаловский, призрак Жирардо и космоса черные дыры

Продолжаем погружение в оскаровский лонг-лист: 85 стран выдвинули своих кандидатов на премию. От России – «Рай» Андрея Кончаловского, где доминируют немецкий и французский языки. Сегодня начинаем странами на «Р», заканчиваем Турцией.

59. Россия

«Рай»

Россия – это «Рай». Редкий фильм, на котором, по мне, так невозможно заскучать. Потому что блистательный и смелый рассказчик Кончаловский уходит от любых возможных штампов, идеально держит ритм и создает полистилистичное произведение – с религиозной мистикой, историософскими изысканиями и элементами ghost story. Основная же жанровая составляющая – мелодрама: история концлагерного романа между умным и даже, в некотором смысле, благородным эсэсовцем-аристократом и русской заключенной – эмигрировавшей в Париж княгиней, арестованной в 1942-м за предполагаемое сотрудничество с Сопротивлением. У Кончаловского есть Гран-при Канна, «Хрустальный глобус» Карловых Вар, целая коллекция венецианских «Серебряных львов», «Эмми» за, кажется, единственный телепроект – «Одиссею», но ни одной номинации на «Оскар», что при его голливудской стати даже странно. Если бы выбор Киноакадемии зависел от меня, «Оскар» был бы моментально отправлен в «Рай».


60. Румыния

«Сьераневада» (Sieranevada)

Почти трехчасовое погружение в долгий семейный обед (впрочем, до еды дело толком не доходит) – почти в реальном времени. По какому поводу собирается большая бухарестская семья и зачем ждет священника, станет понятно ближе к экватору: это поминки, 40 дней со дня смерти отца. Хотя жанр «Сьераневады», скорее, комедия: метод режиссера Кристи Пуйю – погружение в будто несымитированную реальность, где, каким бы трагичным ни был повод, посмеяться всегда есть над чем. Событий, с одной стороны, минимум (на 173 минуты-то), с другой – миллион. Представьте собственную встречу с друзьями и родственниками – не важно, из-за чего. Поднесите к ней воображаемое увеличительное стекло – в данном случае, это объектив камеры. Получится космос в капле воды, когда любая примета повседневности – спор из-за места на парковке, выбор платья для утренника дочки, трёп помешанного на теории заговоров кузена, равно и обожаемые, и ненавидимые родственнички, суета сует, подогретые голубцы, – становится частью вечности. Тоже является частью вселенной. По мне, так абсолютный шедевр, показанный в Каннском конкурсе и незамеченный тамошним жюри. Не важно, и насколько внимательна к «Сьераневаде» (режиссер настаивает на абсурдистской бессмысленности названия, однако корни можно найти хотя бы в конспирологических завихрениях одного из героев) окажется Киноакадемия. Кому надо – оценят и без «Оскара».


61. Саудовская Аравия

«Барака встречает Бараку» (Barakah Meets Barakah)

В обществах с минимумом условностей и ограничений придумывать ориигинальные истории про любовь с каждым днем всё сложнее и сложнее. Другое дело – Саудовская Аравия, где поводом для драматического конфликта становится эмансипация героини.


62. Сербия

«Дневник машиниста» (Дневник машиновође)

Чёрная комедия с особым взглядом на мирную профессию: хорошему машинисту для работы нужны человеческие жертвы. В этом году фильм участвовал в конкурсе ММКФ и получил приз зрительских симпатий – сопротивляться балканскому драйву невозможно.


63. Сингапур

«Ученик» (Apprentice)

В каннском «Особом взгляде» в этом году встретились два «Ученика» – наш, (анти)религиозная комедия Кирилла Серебренникова, и сингапурский – психологическая драма Бу Джунфена о молодом полицейском, идущем в подмастерья к палачу, много лет назад казнившему его отца. Хорошее, но уж слишком предсказуемое кино.


64. Словакия

«Ева Нова» (Eva Nová)

Камерная драма о стареющей актрисе, пытающейся восстановить вконец разладившиеся отношения с взрослым сыном. Интересный факт: картина инспирирована подлинной историей французской звезды Анни Жирардо. Жизнь в данном случае печальнее кино: если в фильме Марко Скопа не без проблесков надежды, то в реальности страдавшая болезнью Альцгеймера Жирардо в свои последние годы даже не помнила, что была актрисой.


65. Словения

«Хьюстон, у нас проблема!» (Houston, imamo problem!)

Мокьюментари о секретной космической программе в Югославии эпохи Тито. Судя по трейлеру, грандиозная комбинация реальных фактов и отчаянного вымысла. Похоже, фильм Жиги Вирца может затмить даже «Первых на Луне» Алексея Федорченко, ловкую отечественную кинофальсификацию истории освоения космоса.

 

66. Таиланд

«Карма» (Arpat; Arbut; Apatti; Karma)

Самый загадочный участник похода за «Оскаром» – из Королевства Таиланд. Если ориентироваться на обрывочные англоязычные синопсисы, то это буддистский хоррор, герой которого – юноша, ставший монахом не по зову души, а по велению отца, влюбляется в деревенскую девушку. Трейлер – только на тайском языке. Названий – и тех несколько; будем придерживаться международной «Кармы». Год назад тайские цензоры запретили фильм за неподобающее изображение монахов. Режиссер вырезал сцены, где герои целуются и пьют крепкое, и чиновники из Минкульта сменили гнев на милость: до включения в оскаровский лонг-лист фильм получил семь номинаций на национальную кинопремию.


67. Тайвань

«Держитесь, пацаны!» (Lokah laqi!; Hang in There, Kids!)

Музыкальное кино про трех малолетних озорников с добрыми сердцами. Этнический оттенок фильма для нас не очевиден, но вообще это работа женщины-аборигена Лахи Мебоу (у которой есть и китайское имя Чен Чи Яо), и герои здесь – тоже тайваньские аборигены, коренное австронезийское население острова, представители народности атаял.


68. Тунис

«Стоит мне открыть глаза» (À peine j'ouvre les yeux)

Рекламный слоган «Гимн свободе и молодежи Туниса» если и преувеличивает, то не слишком: раскованный и пластичный, как его 18-летняя героиня, фильм о радостях повседневности и последних месяцах перед Жасминовой революцией.


69. Турция

«Холод Каландара» (Kalandar Soğuğu)

Турция делает ставку на изумительно живописное пасторальное кино о трудной трудовой жизни деревенского горняка. Толковый выбор, сделанный с учетом мощного интернационального успеха Нури Билге Джейлана и Семиха Капланоглу.


Продолжение следует – осталось совсем немного; в последнем выпуске нашего мини-марафона появятся Верхувен, Ларраин и «Украинские шерифы».