Эксперимент – это звучит гордо


Вадим Рутковский
28 июня 2019

IV Московский международный фестиваль экспериментального кино, он же – MIEFF, проходит в Москве с 10 по 14 июля

За рекордно короткий срок MIEFF превратился в один из самых насыщенных и авторитетных мировых смотров новаторского кино. По возможности сжато рассказываем о любимом фестивале, 5 дней которого вмещают десятки удивительных и уникальных событий.


1. Основная площадка в этом году – кинотеатр «Иллюзион»: здесь показывается конкурсная программа, состоящая из семи сеансов (у полуночников есть экстремальная возможность посмотреть весь конкурс в два присеста – на двух ночных показах «Неспящие в «Иллюзионе», 12 и 13 июля).

В каждой подборке – монстры (слово «классики» выглядит неуместно архаичным) и новички.

Хотя граница между ними прозрачна: вот, например, в первой части конкурса – великий таиландец Апичатпонг Вирасетакул, с «Золотой Пальмовой ветвью» Каннского фестиваля в коллекции наград. А рядом, вроде бы, начинающие – немка Хелена Виттман и аргентинец Эдуардо Уильямс. Но каждый из них уже вполне себе монстр: Виттман – автор одной из самых заметных экспериментальных картин последних лет, показанного в венецианской «Неделе критики» «Течения» (Drift; 2017), а Уильямс – победитель дебютного конкурса Локарно, автор «Апогея человеческого» (El auge del humano, 2016).


Звёздных имён столько, что глаза разбегаются: Клеменс фон Ведемаер, Виктор Алимпиев, Лор Пруво, Беатрис Гибсон, вечно молодой патриарх Жан-Мари Штрауб; впрочем, не зацикливайтесь на именах.

MIEFF делают кураторы с острым чутьём на подлинно оригинальное экспериментальное искусство. Посмотреть весь насыщенный, мозаичный, драйвовый конкурс – как с головой нырнуть в океан ни на что не похожего кино; эти 33 короткие работы из 20 стран мира – то, что запомнится как минимум до следующего фестиваля 2020 года. Но если вы всё-таки не отважитесь, есть возможность посмотреть призеров (их выбирает жюри из видеохудожницы Полины Канис, режиссёра Лоуренса Лека и куратора Александра Буренкова) на пост-фестивальном сеансе, 15 июля, в Летнем кинотеатре Garage Screen Музея современного искусства «Гараж».


2. Специальные события MIEFF, как и конкурс, фантастически разнообразны. Часть их обращается к взаимоотношениям современности и исторического наследия; и разыгрывается этот сюжет в очень разных вариациях.

Открытие, как и год назад, в пространстве, хранящем следы советской торжественности, – Доме кино на Васильевской. Фильм члена жюри Лоуренса Лека AIDOL (на MIEFF состоится его мировая премьера) – кибертрип по виртуальным мирам – становится вдвойне экзотичным в зале, помнящем триумфальные премьеры всех отечественных классиков – от Пырьева и Калатозова до Михалкова и Соловьёва. На следующий день тот же фильм будет показан в более привычном месте – Летнем кинотеатре «Гаража»: возникает немного маниакальное желание сравнить, как будет восприниматься AIDOL на таких радикально разных площадках.


В ретроспективной секции CLOSE UP – фильмы американца Брюса Коннера (1933-2008), прежде в России не показывавшиеся. У MIEFF есть дар на открытие новых имён среди выдающихся художников ХХ века; нам только кажется, что все, кого можно и нужно знать и видеть, давно увидены. Для российского зрителя политическая эзотерика Коннера – новая страна на кинокарте мира.

«Между двумя кинематографами» – событие-дилогия, построенное на пересечении фильмов-эссе американского историка Росса Липмана и плёночных показов классики киноавангарда (Майя Дерен, Стэн Брекидж, Майкл Сноу, Брюс Бейли), отсылки к которой возникают в работах Липмана. Встреча культурологических теорий и практики эксперимента – такое же захватывающее событие, как рукопожатие советских и американских солдат на Эльбе.



«Живой архив» – ещё два спецсобытия фестиваля. Первый сеанс посвящён европейскому авангарду 1930-х: немые фильмы будут показаны с плёнки в живом музыкальном сопровождении: элеткронный дуэт Drojji дополняют Андрей Ким, Алексей Зайцев и композитор Кирилл Широков, который по такому случаю возьмёт в руки гитару. Второй сеанс – ещё экзотичнее: фрагменты советских киножурналов, этот образец фирменной пропагандистской риторики, пойдут под современные комментарии и саунд-дизайн, использующий шум пленочных проекторов.

Советский официоз как источник для эксперимента XXI века, смена акцентов, переформатирование смыслов – часть большой игры MIEFF с историческим прошлым.

Как и спецпоказ «Пусть расцветают сто цветов», использующий лозунг Мао Цзедуна, но состоящий из российских премьер двух китайских фильмов, бескомпромиссно критичных по отношению к маоистскому прошлому – это «Следы» Ван Биня и «Бездыханные животные» Лей Лей.


3. Самые эстетские спецсобытия MIEFF делят «Иллюзион» и GARAGE SCREEN. В «Иллюзионе» – «Видение рыцаря Тондаля», в котором канадец Стивен Брумер использует «адские» картины первой экранизации «Божественной комедии» Данте, и два фильма тайваньского гения медленного кино Цай Минляна «Свет» и «Твоё лицо». В эпоху тотального триумфа комикс-блокбастеров и сериалов тихие медитации Цая внятно напоминают: нет ничего важнее и действеннее крупных планов человеческих лиц.


Среди спецпоказов в GARAGE SCREEN выделяются назначенные на 13 июля. Первым – «Дети мёртвых», социально-политическая зомби-комедия по роману Эльфриды Елинек, убойный гротеск от австрийского дуэта Келли Купер и Павола Лиски, известных в мире contemporary art как The Nature Theatre of Oklahoma. Следом – полнометражный фильм участника двух предыдущих фестивалей MIEFF Такаши Макино Memento Stella (то есть, «Помни о звездах») – абстрактная компьютерная анимация с гипнотическим эффектом.


4. Двор Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ (на Малой сцене которого проходили конкурсные показы двух предыдущих фестивалей) – особая локация MIEFF. Здесь под открытым небом пройдут показы новых работ двух выдающихся отечественных режиссёров: мировая премьера «Тиннитуса» Даниила Зинченко (о рок-музыке и смерти) и «Полупроводник» Олега Мавроматти (третья часть «видеоблоггерской» трилогии, начатой фильмами-шокерами «Дуракам здесь не место» и «Обезьяна, страус и могила»). Провокационность обеих работ уравновешивается уютом пространства – лишь бы не было дождя.

5. Новый феминизм – на закрытии фестиваля. Фильм шотландской художницы Рейчел Маклин Make Me Up («Создай меня») позиционируется как «резкая сатира о системном женоненавистничестве в эпоху социальных медиа». Безусловно, фестиваль актуального искусства не мог обойти стороной горячую феминистскую тему. Но эксперимент как вечная ценность на MIEFF доминирует.