Отпуск в Локарно


Вадим Рутковский
31 июля 2019

7 августа открывается 72-й кинофестиваль в Локарно, в программе которого горячая ретроспектива чёрного кино, синефильский конкурс, новая экспериментальная программа и традиционные ночные показы на Пьяцце Гранде


Смена куратора не повлияла на формат смотра: маленький город в итальянской Швейцарии остаётся домом свободного кино. Россию в этом году представляет короткий метр Антона Сазонова «Отпуск».


Карло Шатриан, шесть лет формировавший программу Локарно, с 2020-го года арт-руководит Берлинале. Его пост перешёл к француженке Лили Энстен, следующей похожим курсом: все приглашённые на фестиваль режиссеры могли бы участвовать (а некоторые и участвовали) в Локарно времён Шатриана.

Это, как вы понимаете, не упрёк, а, напротив, чувство глубокого удовлетворения от неизменности политики смотра.

Из конкурсантов-2019 самыми интригующими кажутся португальцы, гуру и классик Педру Кошта с «Виталиной Варелой» и всё ещё ходящий в молодых Жоау Николау с «Технобоссом». Но всему своё время; про претендентов на приз «Золотой Леопард» уж точно расскажу в репортажах (кому – отпуск, а кому опять работа).


У фестиваля в Локарно несколько программ и несколько открытий.

Ночные показы на центральной городской площади, Пьяцце Гранде, начинаются уже за 4 дня до фестиваля – это так называемый пре-фестиваль, и в этом году он даёт возможность увидеть на гигантском экране ранний фильм Спайка Ли «Поступай правильно» (Do the Right Thing).

Другой фильм, точнее, джойнт Ли – She's Gotta Have It – участвует в ретроспективной программе Black Light, посвящённой чёрному кино в Америке и Европе (навскидку я заметил в программе только двух африканских режиссеров – Усмане Сембене и Меда Хондо), начиная с 1920-х годов и до конца ХХ века; последним в хронологическом списке идёт «Пёс-призрак» Джармуша. Есть в ретроспективе и «Джеки Браун» Квентина Тарантино, а его новый, девятый фильм «Однажды... в Голливуде» показывают на Пьяцце.

Эта секция – главный киноманский кайф Локарно и отдельная головная боль куратора, который должен найти авторские фильмы, способные собрать аудиторию в 8 тысяч человек.

И не переусердствовать с Голливудом: разнообразие было и остаётся обязательным условием фестивальной политики. А также удовлетворить швейцарских дистрибьюторов и рекламодателей. Потрафить и праздным гулякам (часто преклонного возраста), приехавшим в Локарно погреть косточки, и синефилам. Велик риск выглядеть примерно как дети из нового фильма мрачного бельгийца Фабриса дю Вельца «Обожание» (Adoration; его покажут как раз на Пьяцце), но принять такой вызов – мечта любого куратора.


Лили Энстен расширила секцию «Пьяцца Гранде» программой Crazy Midnights («Дикие ночи» – бродячий сюжет в фестивальном мире:), анонсировав её как коллекцию эстетически радикальных жанровых экспериментов.

Тут замах, кажется, оказался сильнее удара.

В полуночное безумие попало несколько старых фильмов, в особом радикализме не замеченных: «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун-Хо и blacksploitation-боевик 1973 года Coffy – наши видеопираты популяризовывали его под названием «Крепкий кофеёк».


Новации Энстен выглядят формальными; например, вместо придуманной Шатрианом программы неформатного, экспериментального кино «Знаки жизни» – программа Moving Ahead, составленная по тому же принципу и с новым фильмом завсегдатаев Локарно Бена Риверса и Аночи Сувичакорнпонг «Krabi, 2562» на открытии. Но это хорошо; Локарно – самый вменяемый смотр авторского кино, не отягощённый ни диктатом политкорректности, как Берлин, ни гламуром и роскошью, как Канн, ни амбициями старейшего фестиваля Европы, как Венеция.

Честный синефильский фестиваль.


В основном конкурсе Локарно российские фильмы в последние годы бывали нечасто; наибольший успех (приз за роль Артему Быстрову и зрительский ажиотаж) сопутствовал «Дураку» Юрия Быкова. В этом году в официальной программе Локарно только один российский участник – короткий метр Антона Сазонова «Отпуск». Кстати, Быстров играл в предыдущей короткометражке Сазонова «Тупик». И с ним типажно схож исполнитель главной роли в новом фильме, отличный российско-литовский актёр Андрюс Даряла (Пётр в «Милом Хансе, дорогом Петре» Александра Миндадзе);

интересно обнаруживать постоянные визуальные мотивы – черту больших режиссёров – уже в ранних, коротких работах новичка.

Согласно пресс-киту, «Отпуск» – драма о подавленной маскулинности, парадоксальным эхом отзывающейся военными конфликтами в Украине и Сирии. Мировая премьера – 9 августа; тогда и поговорим подробнее.