Здравствуйте, я ваша сына


Вадим Рутковский
7 февраля 2025

В кинотеатрах – драматическая комедия Ивана Капитонова «Знакомство родителей», умное и честное развлекательное кино про любовь, дружбу и судьбу

Вроде, и про семейные ценности, от пропаганды которых уже изжога, но нестандартно и с душой; и на стыке с великим жанром роуд-муви; и с хорошим юмором. Отдельная похвальная песнь – артистам; в общем, удивительная для современного российского мейнстрима концентрация плюсов.


Федя (Тарас Шевченко) вырос в детском доме – и, в общем, ничего дурного, вырос славным малым, совладеет небольшим и приятным предприятием по ремонту музыкальных инструментов (и сам на них играет), и в родном милом детдоме всегда желанный гость. Проблема с «наследственностью» возникает, когда Федя делает предложение девушке своей мечты, Полине (Анастасия Талызина): на вид простушка простушкой, ан нет, предки (Виктория Толстоганова и Константин Хабенский) – почти олигархи.

Папа кичится тем, что происходит то ли от Бориса Годунова, то ли от Ивана Грозного

(нашёл, конечно, чем хвастать, но вполне в духе времени), и настаивает на том, чтобы внезапный жених перестал придумывать байки о родителях, погибших в авиакатастрофе 11.09.2001, а нашёл и привёл настоящих. На которых у отца невесты уже готова папочка-досье (догадываемся, с какими структурами связан).


И Федя катит в Нижний Новгород, где его родная мать Нина Караулова (Елена Николаева) чистит карманы и запястья богатеньких буратино, пришедших послушать её фортепианную музыку. А родной отец Сергей Сафонов (Александр Ильин мл.) служит настоятелем в маленьком храме – правда, священником он стал, таким, не эталонным; помимо свадеб, похорон и крещений ведёт занятия общества анонимных алкоголиков, каковым и сам является. Дальше – приключения в путешествии, поиск общего языка с новообретёнными родственниками, борьба за любимую с её бывшим, мажором, шпрехающим английскими словечками после учёбы в Оксфорде;

в общем, всё, что полагается в жанровом кино, миксующем ромком с семейной мелодрамой.

Но получается на редкость круто.


Голливудские аналоги «Знакомства родителей» (первоначальное название, которое очень нравится режиссёру – «Я женил своих родителей» – появляется перед финальными титрами) очевидны: целая россыпь работ Шона Андерса, режиссёра убойных комедий о далёких близких «Папа-досвидос», «Здравствуй, папа, Новый год!», «Семья по-быстрому» и сценариста шедевра «Мы – Миллеры». На первых минутах я по этим фильмам немного скучал;

наш казался не таким брутальным, постерильнее,

покартоннее – это на визите Феди в богатое семейство.


Но картонность как рукой сняло с появлением гениальной детали: чтобы упаковать папочку-досье властная мама открывает дверку дорого кухонного гарнитура, а там – пакет для пакетов; неистребимая советская бережливость, йе-йе-йе.

Жажду брутального юмора утоляет великое камео Константина Мурзенко в роли провинциального актёра,

которого подряжают на замену отправляющегося в трип батюшки (эскапада в церкви – полёт; очень хочется описать всё в деталях, но это будет подлейший из спойлеров). И в целом желание сравнивать наше кино с зарубежными фильмами той же крови быстр отступает: никакой очевидности заёмности, очень русское кино – в хорошем смысле погружения в реальность; с мягкой атмосферной картинкой оператора Максима Аркатова («Бери да помни»), лёгкого и в портретах, и в нестоличных пейзажах. Выдуманная, чисто киношная история встроена в узнаваемую, непридуманную среду и наполнена настоящими отношениями. Собственно, про них, про отношения, про коммуникацию, рождающуюся иногда бог знает из какого сора, и фильм, неожиданной роднёй которого оказывается каннский победитель 2018-го года «Магазинные воришки»; там тоже про фантастическую семью, пусть и вовсе без кровных уз и общей генетики.


Иван Капитонов – часть мощного продюсерско-режиссёрско-сценаристского дуэта со Святославом Подгаевским;

имена обоих ассоциируются, в первую очередь, с хоррорами, что понятно, но уже не актуально.

О предыдущей режиссёрской работе Подгаевского – ностальгическом мюзикле «Подростки. Первая любовь» – есть в репортаже с «Окна в Европу»; Капитонов в режиссуре дебютировал как раз отличнейшим (когда поверх канонического жанра рассказывается самостоятельная человеческая история) хоррором «Ледяной демон» (2001), но уже следующим его фильмом стала участвовавшая в «Русских премьерах» ММКФ тинейджерская комедия в стилистике «Амели» «Голова-жестянка». Так что не хоррором единым, хотя то, как начинается обед в доме Полины, могло бы украсить и вампирский ужастик; и в дорожных эпизодах есть кадры, говорящие о большой приязни создателей к хоррорам.


Во вводке к тексту я обещал отдельно воспеть исполнителей; приступаю, хотя любых слов будет недостаточно. «Знакомство родителей» свело в кадре разные поколения: для Тараса Шевченко, актёра «Студии театрального искусства», это первая большая работа в большом кино (здесь можно посмотреть отменный короткий метр с ним в главной роли – нежную мистическую элегию Николая Коваленко «Лелера»), и работа первоклассная. Федя – живой, достоверный, обаятельный и, что, в общем, вытекает из всего перечисленного, на редкость трогательный;

я давно уже никому так не сочувствовал, как этому типу, хотя, казалось бы, ничего особенного, обычный парень, такой как все.


Виктория Толстоганова, одна из любимейших актрис ever – дар держать спину в самых чудаковатых обстоятельствах; в «Знакомстве» у неё почти что эпизод – но эпизод грандиозный; за несколько появлений считываешь всю биографию героини. Роль Константина Хабенского напоминает о заре его актёрской карьеры – когда ещё до спектаклей Бутусова он играл в хитовом ленсоветовском «Братце Кролике на Диком Западе» трусливого тушканчика; здесь он тоже такой потешный гротескный тушкан при параде, но со зловещими обертонами; мрачный блеск! Александр Ильин мл. – трагикомик от бога; его небезгрешный отец Сергий – среди самых прекрасных пьющих неудачников советского и российского кино.

И, наконец, Елена Николаева, великая, что я ещё могу сказать;

и трагическая актриса, и клоунесса – часто и то, и другое одновременно.


Её мать-кукушка, мать-воровка – могла бы оказать шаржем, чисто комедийным типажом, а вырастает в сложный, стереоскопический образ; объединяет траектории всех характеров.

Ладно, я понимаю, читатели больше доверяют хуле, чем панегирикам, и сам к ним с осторожностью;

но что ж поделать – полюбил так полюбил. И фильм – про любовь; в достаточно широком смысле слова.