Петербург-сети


Вадим Рутковский
4 апреля 2021

«Майор Гром» Олега Трофима – русский комикс-блокбастер, где в город Готэм превращается Санкт-Петербург, а погони и схватки осеняет дух Фёдора Достоевского

До просмотра важно знать, что в фильме есть две сцены во время и после титров. Первую успевают захватить все, вторую оценят самые усидчивые. Не спешите, короче, к выходу. Текст продолжает обновлённую рубрику Журнала CoolConnections «Текущий репертуар»: теперь в ней будет не по три, а по одной небольшой рецензии на кинопрокатные новинки, но и выходить она будет значительно чаще.


Майор петербургской полиции Игорь Гром (артист Александринского театра Тихон Жизневский, ангел «Огня» и бес «Топей») – не супергерой, просто неправильный полицейский: форму не носит, должностью не дорожит, на деньги плюёт, за справедливость горой. Из относительных сверхспособностей разве что умение оперативно просчитать, подгоняя себя скороговоркой «думай, думай, думай», все варианты – от летального до победного – поединка с очередным злодеем. Начальство Грома опасается, но ценит – один за всё отделение отрабатывает. Достойный противник появляется у майора в спрятанном за средневековой птичьей маской лице Чумного Доктора: детдомовский кореш гения новых сетевых технологий Разумовского, устав терпеть гнёт сильных и отчаявшись найти правду в судах и правоохранительных органах, берётся за огнемёт.

И, как гласят передовицы газет, «Белыми ночами текут реки крови»...


«Майор Гром» даёт повод вспомнить про пресловутое отставание российской киноиндустрии от Голливуда – но это правильный повод. Экшн-ритм и спецэффекты безупречны (в отличие, например, от грубоватой компьютерной графики «Конька-Горбунка», являющего зазор с Голливудом на техническом, так сказать, уровне), зато по человекоподобию героев, достоверности лишь слегка утрированной среды их обитания, естественным перепадам настроения с хорошего на плохое – чистый fun грамотно сочетается с мрачной без всяких прикрас социальной реальностью – «Гром» будто происходит из тех времён, когда главным кинокомиксом считался «Бэтмен», а не «Мстители».

«Майор Гром» – это и есть Тим Бёртон, только на рандеву с Алексеем Балабановым.


Отсылок к «Джокеру» в первой большой экранизации стопроцентно российского комикса издательства Bubble (предисловием к фильму – спродюсированный той же командой короткий метр 2017 года), пожалуй, многовато.

Хотя и без ухватившего болезненный дух времени американского образца Русь неплохо знакома с призывами к топору и их последствиями; наша тема.

Лёгкий перебор вышел с отсылками к Достоевскому, впрочем, для Петербурга это нормально, а всякий намёк на гибельную серьёзность моментально устраняет абсолютно мультяшная интонация. Гром – он же словно какой-нибудь волчонок-одиночка, который никому не доверял и обходился без друзей, пока не нашёл настоящих – в данном случае, ботана-напарника Дубина (Александр Сетейкин) и журналистку Юлю Пчёлкину (Любовь Аксёнова).


В деталях, как известно, бог – и фильм на чётких запоминающихся деталях держится: Гром млеет от шавермы из ларька «Шава 24», в его холостяцкой квартире на голову сыпется лепнина, и туалет без двери; в хоромах казнённой чумным мстителем банкирши висит «живопись» с хозяйкой в образе императрицы; гнусный лис из спецслужб с одиозной фамилией Стрелков (Михаил Евланов) носит садистскую улыбку.

Глобальная деталь – и козырь фильма – Петербург, город-музей, где люди кажутся помехой имперской архитектуре, а за парадными фасадами прячется клоака Апрашки, которую, похоже, даже не пришлось гримировать для «роли» трущобы.