Держи ус по ветру


Вадим Рутковский
13 мая 2024

В прокате – «Даааааали!», очередное упражнение в сюрреальной эксцентрике от французского режиссёра Квентена Дюпье, чемпиона кинематографической странности (если не во всём мире, то в Европе точно)

11 мая исполнилось 120 лет со дня рождения Сальвадора Дали, но фильмы, посвящённые жизни и творчеству живописной поп-звезды пошли косяком за пару лет до юбилейной даты. Диковинка Дюпье замыкает шеренгу, в которой чинно стоит «Быть Сальвадором Дали» и пританцовывает «В ожидании Дали». Замыкает, кривляясь и корча рожи.


Жюдит Рошан (Анаис Демустье) четыре года проработала фармацевтом – и очень устала, трудное занятие; и решила стать журналисткой – вот так сразу, нырнуть в профессию, не умея плавать. И взять интервью у суперзвёздного и суперстранного Сальвадора Дали; и он на интервью пришёл, с порога заявив, что глаза у девушки – как у зверька в свете фар; напуганные. И много бы чего ещё мог наговорить, но, узнав, что камер нет, беседа для журнала, а не для ТВ, с интервью ушёл. Жюдит же не унималась; подключила доброго продюсера (Ромен Дюри) и всеми правдами и неправдами стремилась заполучить Дали – даже когда продюсер перестал быть добрым и начал костерить Жюдит как глупую булочницу (пусть она никогда в пекарне и не работала).

А Дали менял обличья и слушал бесконечный сон священника, который тот рассказывал на обеде у садовника, куда Сальвадор и его обожаемая Галушка соизволили прибыть...


Фильмам Дюпье более-менее везёт с попаданием в российский прокат – относительно недавно я писал здесь про «Жвалы» и «Невероятно, но факт», но снимает он так часто, что прокатчики всё равно не справляются: без рецензий остались долбанутые и гениальные «Курение вызывает кашель» и «Янник» (самому же новому фильму «Второй акт», открывающему 14 мая Каннский кинофестиваль, прочат проблемы с российской цензурой; но это уже дело будущего). Приходится повторяться: Дюпье (ещё и музыкант; его альтер эго – Mr Oizo) – мощнейший генератор странности;

в самых крутых его фильмах безбрежный абсурдизм рождается из ничего, из чистого безумия.

Чуть менее интересно, когда у необъяснимых экранных событий есть стороннее объяснение: жанр – как в случае с честной фантастикой «Невероятно, но факт». Или, как в случае с «Даааааали!», персона заглавного героя.


Если вы не знакомы с реально чокнутыми работами Дюпье,

каскад сновидений нового фильма – а именно так строится картина, как сон внутри сна внутри сна внутри сна – должен позабавить, взбодрить, даже, возможно, удивить.

Но вряд ли ошеломит: что такого, это же нормально, режиссёр обращается к фигуре художника, сделавшего причудливость (и в живописи, и в публичной жизни) торговой маркой. Вынужден соответствовать; вынужден показательно сходить с ума – герой обязывает. Потому и Дали играют пять актёров – Эдуар Баэр, Джонатан Коэн, Жиль Леллуш, Пио Марме и Дидье Фламан; их чехарда – ключевой аттракцион фильма; разумеется, не единственный; наиболее внимательный зритель углядит последний кунштюк в финальных титрах – среди прочих, Дюпье выражает благодарность фармацевтам и булочникам. (Подкинула загадок и российская локализация: почему фамилию журналистки Рошан переводят как Троян? Нет версий).


Для меня в нарочитой далиообразной странности фильма кроется момент разочарования; сама собой напрашивается, да что там, навязывается автором аналогия со «Скромным обаянием буржуазии» Луиса Бунюэля. И сравнение не в пользу Дюпье: у Бунюэля за всем сновидческим бредом – резко сатирическое политическое и антиклерикальное высказывание, у Дюпье – игрушечки; одно слово – дождь из дохлых собак. Что, конечно, тоже недурно; и рефлексии о беге времени и сути творчества здесь замечательные; и стилизация под условного Эсташа – гениально-маргинальный фильм 1970-х – остроумна; и на гэге с газетным заголовком, посвящённым сумасшествию Жюдит, я смеялся в голос; давно такого не было.

Впрочем, всё равно завидовал парню в первом ряду – внешне вылитому Яннику из предыдущего фильма Дюпье – ржавшему от начала до конца.


Да, смотрел в «Иллюзионе», где существует одна нерешаемая проблема: свистящий-фырчащий-урчащий кондиционер; при прежнем директоре Мише его чинили раз в месяц, сейчас, похоже, отпустили ситуацию. Но для «Даааааали!» этот внешний саундтрек оказался уместным дополнением.

Даёшь больше присвистнутых звуков!