Жевать – не переживать


Вадим Рутковский
27 июня 2021

В прокате – «Жвалы», короткая и дикая комедия Квентена Дюпье; впрочем, у него все фильмы такие

Дюпье – кинорежиссёр и музыкант – мастер особо чистого абсурда; никто не нарушает конвенции с таким невозмутимым выражением лица.


Бомжующий в спальнике на пляже Маню (Грегуар Людиг) получает завидную работку – тайно перевезти чемоданчик от некоего Мишеля-Мишеля и разбогатеть на 500 евро. Зовёт в подельники другана Жана-Габа (Давид Марсе), протирающего штаны на маминой заправке, но дело пацаны не делают. Потому что находят в багажнике угнанной винтажной тачки большую (размером с собаку) муху и принимают решение её дрессировать.

Почти «Витя Малеев в школе и дома», только вместо пса Лобзика – тварь, которая собаками питается.

И цели у Маню с Жаном-Габом корыстные: получившее прозвище Доминик чудище с до поры спелёнутыми скотчем крыльями должно добывать еду и бабло...


В паре великовозрастных болванов из «Жвал» ничего экстраординарного нет; обычный для упивающейся дурью эксцентрической комедии дуэт; тупой и ещё тупее; и фирменное рукопожатие «держи быка» может взять на заметку каждый. Но вообще картина мира у Дюпье отличается от всех прочих упражнений на заданную тему: в его кинематографе лютого абсурда (однажды заступившего на территорию бульварного театра – в фильме «Допрос») царит полное беззаконие; ориентиры стёрты; вертикали и горизонтали – разрушены; душа его – как раздолбанный рояль, который заперт, и ключ потерян. Он не в первый раз работает с «нормальными» комиками (традиция, которую Дюпье ведёт с дебюта «Смени лицо», где снималась звёздная двойка Эрик и Рамзи), из чего вовсе не следует, что каждый эпизод – смешной;

чувство юмора у Дюпье – ну такое; как сказал бы Аркадий Райкин, «вкус – специфический».

Однако выбивает у благодарного зрителя почву из-под ног, отправляя в космос сдвигов и закидонов. Которые здесь начинаются с названия: у мух никаких жвал, то есть, верхних челюстей нет; у них – хоботок. Но Доминик на обычную муху не похожа, «лизание-сосание» – то, чем пробавляются обычные мухи – не для неё.


Кажется, самым популярным фильмом у Дюпье стала относительно нормальная «Оленья кожа», сюжет которой укладывался в покорёженные безумием, но всё же рамки: смотрим комедийную чернушку про психа-маньяка, ещё и увлёкшегося любительским видео. «Жвалы» – дистиллированная вода странности, где определение «монстр» применимо к каждому хоть двуногому, хоть членистоногому персонажу, только это слово – не из лексикона Дюпье, витающего в своих облаках.

Героиню Адель Экзаркопулос – сучку, обратившую плачевные последствия травмы в метод пассивно-агрессивного контакта с окружающими – можно было бы счесть пародией на популярный социальный типаж.

Но Дюпье – инопланетянин, которому до звезды все наши социалочки.


В его байке о везучих дураках и приручённой бестии нет демонологии, нет Кафки, Беккета и Ионеско (или кто там ещё почитается классиками абсурдизма), никаких сумерек сознания и по статье комедии с гэгами не проведёшь – просто дикая история, в реальности которой не остаётся сомнений.

Дурной мир лучше доброй цивилизации.

Ай да Мушища, вот так Мушища – Проклятушища!