Видок и зомби


Вадим Рутковский
11 апреля 2019

41-й Московский международный кинофестиваль и 72-й Каннский фестиваль синхронно объявили фильмы открытия

ММКФ, который стартует уже 18 апреля, откроется французским историко-криминально-приключенческим эпиком, а Канн, начала которого ждать аж до 14 мая, приготовил для первого дня американскую зомби-комедию. Два идущих друг за другом больших международных фестиваля чествуют низкие жанры, которым авторское прикосновение придаёт статус искусства.


Фильм открытия ММКФ «Император Парижа» (L'Empereur de Paris) – новый размашистый жест Жана-Франсуа Рише, автора бойцовской дилогии «Враг государства №1» с Венсаном Касселем в роли легендарного бандита 1970-х Жака Мерина. В «Императоре» вновь солирует Кассель – в роли другого видного французского преступника Франсуа Видока, орудовавшего в наполеновскую эпоху.


В отличие от Мерина, Видок закончил жизнь в 81 год, находясь в абсолютно противоположном статусе – сыщика, возглавлявшего Главное управление национальной безопасности и положившего начало уголовному розыску – в том виде, в котором мы его знаем. Видоку-детективу в 2001-м году был посвящен кинокомикс с Депардье в заглавной роли. «Император» фиксирует тот неловкий момент, когда Видоку пришлось переломить судьбу и из грозы закона стать его защитником.


Список артистов, сыгравших в этом вольном жизнеописании реальной исторической личности, ослепляет: Ольга Куриленко, Дени Лаван, Фабрис Луккини, Август Диль, Дени Меноше и любимец Чеховского театрального фестиваля Джеймс Тьерре.


Каннский фестиваль тоже знает, чем (и кем) удивить: «Мёртвые не умирают» (The Dead Don't Die), комический зомби-хоррор от Джима Джармуша, в котором трио полицейских – охотников за живыми мертвецами играют Адам Драйвер, Билл Мюррей и Хлоя Севиньи.


Среди живых и бывших живых обитателей городка Центрвиля – Игги Поп, Том Уэйтс, Ризза, Тильда Свинтон, Селена Гомес, Стив Бушеми и Дэнни Гловер.


В 2016-м сразу два фильма Джармуша были в официальной программе Канна: «Патерсон» в конкурсе и «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» на полуночном сеансе. Ксати, в том же 2016-м каннские полуночники смотрели предыдущий фильм Рише «Кровный отец» с Мелом Гибсоном. В 2019-м пути режиссёров немного разошлись.