11 возбуждающих фильмов из Дании


Вадим Рутковский
18 сентября 2018

Избранные шедевры для сильных душевных переживаний

18 сентября премьерой триллера «Виновный» открывается 10-й фестиваль датского кино Danish Wave. Отмечаем это событие третьим выпуском рубрики «Кинокарта»: 11 проверенных временем фильмов – в дополнение к коллекции новинок из Дании.

Это не рейтинг, фильмы располагаются в хронологическом порядке. Соблюдается принцип «Один режиссер – одна работа» (не единым Ларсом фон Триером живо датское кино). Каждый пункт сопровождают очень короткие комментарии с акцентом на чувства, которые вызывает фильм: никакой холодности в датчанах нет и в помине.


1. «Ведьмы» (Häxan) Беньямина Кристенсена, 1922

Ужас, трепет, любопытство, отвращение, изумление


Сложносочиненное исследование феномена колдовства и общественной истерии, в средние века превратившейся в охоту на ведьм. Самая дорогостоящая скандинавская продукция своего времени, осуществленная датчанином Беньямином Кристенсеном совместно с Швецией. Проект, люто ненавидимый цензорами всех стран: оригинального двухчасового варианта, похоже, не сохранилось в природе.

2. «Слово» (Ordet) Карла-Теодора Дрейера, 1955

Волнение, потрясение, скорбь, воодушевление, ликование


Религиозная драма о чуде воскрешения, с которой титан Дрейер вернулся в Данию после трех десятков лет работы в других европейских кинематографиях.

3. «Голод» (Sult) Хеннинга Карлсена, 1966

Жалость, отчаяние, досада, вдохновение, удовлетворенность


Драма о творчестве, одержимости и нищете; по роману Кнута Гамсуна.

4. «Бей первым, Фреди!» (Slå først, Frede) Эрика Баллинга, 1965

Смех, умиление, азарт, экзальтация, умиротворение


Пародийная комедия о приключениях продавца дурацких игрушек, по ошибке принятого за супершпиона; «Бриллиантовая рука» в версии главного датского комедиографа Эрика Баллинга, автора франшизы о банде Ольсена (в которой так много фильмов, что, растерявшись, мы отдали предпочтение ранней работе Баллинга, у которой было только одно продолжение).

5. «Ларс Уле, 5-й класс» (Lars Ole, 5c) Нильса Мальмроса, 1973

Смятение, удовольствие, энтузиазм, безмятежность, благодарность


Импрессионистская хроника жизни маленького мальчика; дебют Нильса Мальмроса, почти каждая работа которого – часть интимной автобиографии (последний на сегодня фильм «Горе и радость» основан на самом душераздирающем её факте – убийстве грудного ребенка, совершенном душевнобольной женой Мальмроса).

6. «Пелле-завоеватель» (Pelle Erobreren) Билле Аугуста, 1987

Любование, увлеченность, спокойствие, печаль, радость

Густой, подробный основательный семейный эпос о шведских эмигрантах, в начале ХХ века обживающих негостеприимный остров Борнхольм. Первая «Золотая Пальмовая ветвь» в коллекции Билле Аугуста (вторую он получит в 1992-м, за «Благие намерения», став редким дважды победителем Каннского фестиваля – что почти курьез, учитывая скромнейшие достижения Аугуста на протяжении последних 25 лет).

7. «Ночное дежурство» (Nattevagten) Уле Борнедаля, 1994

Страх, смех, оторопь, напряжение, экстаз


Триллер про молодого санитара-любителя, девушку и серийного убийцу в морге. Новая работа Уле Борнедаля – музыкальный байопик «Пока я живу» – в программе Danish Wave. Тем временем, Уле собираетя взяться за «Ночное дежурство 2»; англоязычный ремейк он уже делал в 1997-м.

8. «Рассекая волны» (Breaking the Waves) Ларса фон Триера, 1996

Стыд, тревога, ажитация, восторг, эйфория


Трагедия о любви, Боге и жертвоприношении; самый совершенный фильм главного датского режиссера наших дней.

9. «Торжество» (Festen) Томаса Винтерберга, 1998

Смущение, нетерпение, ирония, гнев, экзальтация


Надрывная семейная драма; из фильмографии блистательно разнообразного Винтерберга («Всё о любви» «Дорогая Венди», «Субмарино», «Охота», «Курск») выбрана как первый фильм проекта «Догма 95».

10. «Бридженд» (Bridgend) Йеппе Рёнде, 2015

Тревога, озорство, испуг, нежность, надежда


Триллер об эпидемии подростковых самоубийств в маленьком шотландском городе (который выглядит вполне по-скандинавски); основан на реальных событиях; место действия не отменяет национальной принадлежности; как долго ждать следующего игрового фильма Рунде, так громко заявившего о себе дебютной работой, непонятно – на «Бридженд» он потратил 6 лет.

11. «Неоновый демон» (The Neon Demon) Николаса Виндинга Рефна, 2016

Любопытство, ярость, шок, драйв, эйфория


Сюрреалистический гламур-хоррор на Голливудских холмах; место действия – Лос-Анджелес, Калифорния – не отменяет национальной принадлежности фильма, гиперавторского высказывания самого галлюциногенного датского режиссера.