В бровь, в глаз и в спецназ


Вадим Рутковский
12 апреля 2019

Криминальная драма «Копы» на фестивале «Новое кино Австрии»

Отличный дебют режиссёра, чьё имя легко запомнить: Стефан А. Лукач подписывает свои работы просто Иштван. В Москве он и исполнитель главной роли Лоуренс Рупп лично представляют фильм, в котором полицейский экшн и кино морального беспокойства сливаются в крепких мужских объятиях.

Кристоф – потомственный полицейский; его отец возглавлял участок в одном из районов Вены, а теперь, выйдя на пенсию, работает секьюрити на стадионе:

тут обычно тихие и спокойные венцы превращаются в яростных зверей с петардами в карманах.

Вена в фильме «Копы» мало похожа на пряничный город, где туристов от музея до кофейни катают на лошадках с завитыми гривами. Это тёмное и тревожное место, в котором всегда найдётся дело отряду спецназа Wega. Кристоф мечтает служить среди этих бравых ребят; пока же он стажёр, уже в первое дежурство оказавшийся «на передовой» – у входа в квартиру, где окопался шумный шизофреник. Соседи вызвали полицейских, те – парочка из неоперившегося юнца и пожилой дамы (в этой роли Мария Хофштаттер, звезда «райской» трилогии Ульриха Зайдля) – запросили у «Веги» подкрепление. Оно прибыло и церемониться с нарушителем спокойствия не стало. Тот же набросился на вломившихся в его квартиру копов с ножом – успел ранить капитана отряда Благо, но получил от Кристофа пару-тройку пулевых ранений...


Дальше ладный, прямо-таки атлетического сложения фильм Иштвана оказывается на распутье – и толково, не сбиваясь с ритма (будто на беговой дорожке в зале для тренировок бойцов спецназа) попеременно движется во всех возможных направлениях.

Один вектор «Копов» – внутренний надлом доселе беспечального баловня судьбы Кристофа; он бодрится и рад чувствовать себя героем, спасшим жизнь товарища, вот только навязчивые воспоминания о происшествии не отпускают; застрелить человека – не поле перейти. Второй вектор фильма – отношения Кристофа с отцом и подругой, тоже будущей женщиной-полицейским; частная жизнь людей в униформе, тех, кто на улице кажутся нам представителями инопланетных цивилизаций.


Ещё одно направление движения «Копов» – в сторону криминальной драмы о полицейских «со страхом и упреком»; не совсем «Тренировочный день», без коррупции, но с сильными психическими отклонениями как частью профессии.

Копы у Иштвана также ходят по краю, как и те, от кого они призваны защищать мирный сон граждан. И сами мирные граждане – это сон, мнимость; сегодня ты догоняешь – я удираю, завтра – наоборот.


Абсолютная звезда «Копов» – Лоуренс Рупп (постоянным зрителям фестиваля австрийского кино он знаком по «Ночи длиною в тысячу часов»), актер, без которого Иштван не добился бы желаемого результата:

не обязательно симпатизировать герою, но обязательно иметь возможность идентификации с ним.

В работе Руппа – ноль актерства; он также естественен на экране, как его склонный к ожирению кот по прозвищу Балу. И убедительность Руппа не позволяет смотреть фильм отстраненным взглядом: это ваши пальцы оказываются на курке в роковую секунду. Это вы смеётесь и получаете поздравления, а потом в припадке ярости разбиваете в кровь кулаки о стену. Это вы решаетсь служить и защищать, даже зная, как это вредит здоровью.