Год: 2025
Страна: Россия
Режиссёр-постановщик:
Никита Кобелев
Сценическая адаптация текста:
Никита Кобелев, Дмитрий Богославский
Сценография и костюмы:
Нана Абдрашитова
Художник по свету:
Игорь Фомин
Видеохудожник:
Илья Старилов
Композитор:
Николай Попов
Помощники режиссёра:
София Матвеева, Татьяна Шеина, Ольга Шеина
Выпускающий продюсер:
Антонина Дзоценидзе
В ролях:
Тихон Жизневский,
Мария Лопатина,
Игорь Волков,
Елена Немзер,
Мария Кузнецова,
Ольга Белинская,
Александра Большакова,
Алиса Горшкова,
Андрей Матюков,
Иван Трус,
Валентин Захаров,
Анна Селедец,
Иван Супрун,
Анна Величко,
Иван Жуков
Жанр: спектакль
Хронометраж: 148 мин.
Возраст: 18+
Спектакль Никиты Кобелева по мотивам романа Л. Н. Толстого
Лев Толстой – из тех авторов, к творчеству которых Александринский театр неоднократно обращался на разных этапах своей истории. В 1891 году здесь впервые на профессиональной сцене была поставлена пьеса «Плоды просвещения» (1890), к которой театр впоследствии возвращался (в том числе в 1907 году Евтихий Карпов поставил её к 55-летию литературной деятельности Л. Н. Толстого). В 1895 году сразу после снятия цензурного запрета была представлена пьеса «Власть тьмы» (1886). Выдающийся режиссёр и реформатор театра Всеволод Мейерхольд дважды ставил Толстого в Александринском: в 1911 – «Живой труп», в 1918 – драму «Пётр Хлебник».
Последний роман Толстого «Воскресение» (работу над ним писатель с перерывами вёл с 1889 по 1899 год) впервые поставлен в Александринке, в январе 2024 года премьера прошла на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда, в мае этого же года спектакль переведен на Основную сцену.
В романе Толстого, который воссоздаёт широкую панораму русской жизни конца XIX века, режиссёра прежде всего интересует частная история главного героя Дмитрия Нехлюдова:
«Для меня в романе было важно увидеть, “вскрыть” внутренний сюжет, не внешний. Мне интересно, как меняется главный герой, какой он путь проходит, пытаясь искупить то зло, которое причинил другому человеку, разобраться, а можно ли его вообще исправить? Нехлюдов старается облегчить участь девушки, которую когда-то обесчестил. Встречает её случайно на суде. Прозревает и понемногу меняется. Он попадает в жизнь, которая была ему непривычна, которую он не знал. Воскресение — если говорить просто, это восстание из тела. Человек из горизонтальной жизни, в которой он был в богатстве и пресыщенности, пробуждается и открывается для жизни иной, ищет смысл для себя, то ради чего жить. Он знакомится с другой Россией, которую не знал, не видел. Пытается разобраться, где он, с кем он, кто он. Понять, что правильно, что неправильно».
В спектакле звучат фрагменты произведений Анджело Бадаламенти, Саймона Грина, Зака Кондона, Онра, Рюити Сакамото, Фредерика Шопена.