Лекция «ПОЕЗД В РАННЕМ КИНО» + показ фильмов «Большое ограбление поезда» (1903) и «Приключение в английском вагоне» (1910)

Lecture TRAINS IN THE EARLY CINEMA + The Great Train Robbery (1903) | The Adventuress (1910)

Хронометраж: 65 мин.
Лекция киноведа, научного сотрудника Госфильмофонда России Наталии Мокрушиной о том, как поезд – «железный конь» XIX века – повлиял на появление и развитие кинематографа.

Связь поезда и кинематографа на первый взгляд может показаться абсолютно случайной, продиктованной лишь исключительным успехом одного из первых фильмов братьев Люмьер – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Именно его мы привыкли брать за точку отсчета истории кинематографа, именно с ним связан растиражированный миф о влиянии кино на первых его зрителей, именно он служит самым ранним примером «разрушения» плоскостности киноэкрана. И во всем этом поезд выступает объектом абсолютно не  случайным. Ведь и до появления кинематографа  (в примитивных ярмарочных аттракционах), и на пути становления кино как искусства, поезд мелькал то тут, то там, вдохновляя изобретателей и пионеров кино.

Продолжительность лекции: 40-50 минут.
Кинопоказы в рамках данного сеанса пройдут в сопровождении тапёра.

Большое ограбление поезда
The Great Train Robbery

Год: 1903
Страна: США
Режиссёр: Эдвин С. Портер
В ролях: А.К. Абади, Гилберт М. «Мустанг Билли» Андерсон, Дональд Галлахер, Джордж Барнс, Юстус Д. Барнс, Уолтер Камерон
Жанр: короткометражный, экшн, приключения
Язык: нет
Хронометраж: 9 мин.
Возраст: 16+
Действие одного из первых боевиков и вестернов в истории кино неслучайно разворачивается в поезде. Образ железной дороги – один из ключевых элементов мифа о покорении Дикого Запада. В фильме, выпущенном под маркой треста Эдисона, стихия свободного предпринимательства в его экстремальной форме (проще говоря «бандитизм») обрушивается на стабильную систему железнодорожного транспорта и с треском ей проигрывает.

Вдохновлённое Мельесом «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера выступает локомотивом для целого состава кинематографических новаций: небольшой по метражу фильм – каталог прорывных технологических и драматургических решений своего времени. Сегодня же особый зрительский интерес представляют не экшн-сцены и погони, а крошечные документальные кадры вроде заправки котла водой или угона паровоза.

Текст Василия Степанова

Награды и фестивали:

Национальный совет США по сохранению кинонаследия – реестр фильмов библиотеки Конгресса США

Приключение в английском вагоне
The Adventuress

Год: 1910
Страна: США
Режиссёр: Том Рикеттс
В ролях: Эдриэнн Кроелл, Дж. Х. Гилмор
Жанр: короткометражный, драма
Язык: нет
Хронометраж: 6 мин.
Рождение кино застало англичанина Тома Рикеттса уже довольно взрослым человеком. Актёр и театральный постановщик, с 17 лет он жил в Америке, работая на Бродвее, а после пятидесяти занялся кино, одним из первых перебравшись в Калифорнию.

«Приключение в английском вагоне» – один десятков его коротких фильмов, но его трудно забыть. Во-первых, он основан на реальной истории, во-вторых, кажется, впервые в истории кино предъявляет купе как идеальное пространство для детектива, а в-третьих, один из немногих случаев абсолютно драматургически оправданного курения в кадре.

Текст Василия Степанова