Анна Нетребко, Людовик Тезье и Йонас Кауфман в классической венецианской драме
В основе либретто «Джоконды» лежит пьеса Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский». Драматург и композитор Арриго Бойто, будущий либреттист последних опер Верди, изменил имена героев и перенёс действие из Падуи в Венецию XVII века. Каждому из четырёх действий Бойто дал яркие, указывающие на Венецию названия: «Львиная пасть» (место на площади св. Марка, куда можно положить донос для Инквизиции), «Чётки», «Золотой дом» (дворец герцога), «Канал Орфано».
Либретто предоставило Понкьелли богатые возможности. Первые два акта оперы открываются живописными морскими сценами – регатой в Венецианской лагуне и песней матросов на корабле Энцо. Венецианский карнавал же присутствует в опере почти непрерывно. На столь колоритном фоне разворачивается борьба героини, певицы по прозвищу Джоконда (от la gioconda – «весёлая»; ироническое прозвище для одной из самых страдающих героинь оперного жанра), и злодея Барнабы, шпиона Инквизиции, который ненавидит Джоконду, отвергшую его притязания.
«Джоконда» принадлежит к так называемому жанру «большой оперы» – красочная, масштабная, атмосферная драма на историческом фоне, в духе Мейербера и позднего Верди. Музыка, яркая и контрастная, отличается психологической глубиной. Вокальные партии сложны и требуют крупных голосов, в опере немало эффектных сцен, каждая из которых становится важным штрихом к образу – так, во втором действии грубоватой баркароле Барнабы противопоставляется лирический романс Энцо. В «Джоконде» имеется и такой обязательный элемент «большой оперы», как балет – «Танец часов» в третьем действии (герцог развлекает гостей выступлением танцовщиц, изображающих часы).
Премьера «Джоконды», состоявшаяся в «Ла Скала» в апреле 1876 г., прошла с большим успехом. Последовали не менее успешные постановки в других странах Европы и Америки. Однако в XX и XXI веках опера оказалась незаслуженно забыта и теперь появляется на мировых сценах не так уж часто.