День чудесный

A Wonderful Day

Год: 1975
Страна: СССР
Режиссёр: Андрей Хржановский
Сценарий: Эдуард Успенский, Андрей Хржановский
Художник-постановщик: Гелий Аркадьев
Жанр: анимационный, короткометражный
Хронометраж: 16 мин.
Возраст: 12+
Изумительное анимационное посвящение великому поэту. Мультфильм по произведениям Александра Сергеевича, созданный на основе рисунков с выставки «Пушкин глазами детей».

Отрывок из книги Андрея Хржановского «Дорогие мои… хорошие…»:  

«Пушкин неисчерпаем, как сама природа. Мысль не новая, но это не умаляет её справедливости. Вот отчего для меня, когда я думаю о Пушкине, не имеет никакого значения последовательность сопряжений».  

«Я давно мечтал сделать фильм по рисункам Пушкина. Хорошо помню момент зарождения этого замысла. Шёл я как-то по улице Горького, поднимаясь вверх от Охотного Ряда. И зашёл по привычке в магазин «Академкнига», директором которого долгие годы был мой дед. Это было году в 1966-м. Деда уже не было в живых, но продавцы букинистического отдела меня знали, знали и о моих интересах и предлагали мне кое-что из того, что, по их мнению, могло меня заинтересовать.  

И вот я листаю книгу Абрама Эфроса «Рисунки поэта». Ещё не читая её, а только пролистывая, вижу повторяемость отдельных сюжетов, летящий почерк пушкинской графики, её динамичность и то, как рисунки будто на моих глазах оживают и вызывают в памяти звучание стихов…  

Но подойти вплотную к тому замыслу мне удалось только в 1974 году. Несколько месяцев я провёл в Рукописном отделе музея Пушкина в Москве, где лист за листом перебрал все рукописи поэта. Но сценарий, который я написал, был отвергнут высоким начальством с резолюцией «не соответствует специфике мультипликации». Предполагалось, что там, наверху, чиновникам лучше, чем кому бы то ни было, известна эта самая специфика…  

В расстроенных чувствах я прихожу в любимый музей. И вдруг, как сказали бы очевидцы этого момента, если бы они оказались вместе со мной в большом зале музея, «лицо его начинает светиться нескрываемой радостью». По всему периметру огромного зала ковровой развеской, один к другому, были вывешены сотни детских рисунков… Рисунки были присланы в Москву со всех концов страны к 175-й годовщине со дня рождения Пушкина. Я понял: вот что должно было меня утешить не только как зрелище, но и как возможность поделиться этим чудом с другими людьми.  

В то время для «Союзмультфильма» много и успешно сочинял невероятно талантливый детский писатель Эдуард Успенский. Он великолепно чувствовал и знал психологию детского восприятия. Я пригласил его в соавторы. Мы решили, что озвучен фильм должен быть также детскими голосами. «Пойдём в ближайшую школу, там меня знают, я у них выступал, – сказал Эдик, – идём прямо в младшие классы…» Так и сделали. Входим, здороваемся с детьми. Успенский спрашивает: «Скажите, ребята, кто у нас в России самый лучший писатель?» И дети хором: «Вы-ы-ы!..»  

Один из коллег, ведущий на телевидении передачу для детей и с их участием, посоветовал мне для записи текста мальчика лет пяти. Им оказался внук нашего известного режиссёра Владимира Дегтярёва – Петя. С непосредственностью, родственной детскому рисованию, Петя импровизировал перед микрофоном, рождая в каждой фразе перлы воображения и фантазии. Так, няня Пушкина Арина Родионовна становилась у него «Радиоловной», Дантес, любивший плясать, стал «пляшивым», а в лицее Пушкин учился так хорошо, что получал не только пятёрки, но и «семёрки», и даже «девятёрки»…  

«После просмотра в Госкино заместитель председателя похлопал меня отечески по плечу: «Ведь можешь, когда захочешь».  
Входит в состав сборника:
Сказки Пушкина