Аалто

Aalto

Год: 2020
Страна: Финляндия
Режиссёр: Вирпи Суутари
Жанр: документальный
Хронометраж: 103 мин.
Возраст: 18+
В фильмах об архитектуре есть два подхода: в одних в центре знаковое здание (блестящий пример – «Домашняя жизнь» о буднях уборщицы виллы, которую Рем Колхас построил в Бордо), в других – фигура самого архитектора, его поиски и амбиции, успехи и провалы (о том же Колхасе есть другая лента, «Рем», в которой он предстает супергероем: плавает в бассейне, путешествует по мировым столицам и время от времени заглядывает в свое бюро). «Аалто», посвященный жизни и наследию великого северного модерниста, – нечто третье.

Дизайн для скандинавов священен: в Национальном музее Швеции на втором этаже выставлен Рембрандт, а на первом – выдающиеся предметы домашней утвари. Тот же сакральный трепет раскрашивает этот фильм. Камера с высоты птичьего полёта восхищенно рассматривает построенные Алваром Аалто виллы и библиотеки, в замедленной съёмке со всех сторон любуется его культовыми стульями. Лента соотечественницы Аалто, финской документалистки Вирпи Суутари снята спокойно и размеренно – и очаровывает тщательной архивной работой. Жемчужины фильма – кропотливо подобранные документальные плёнки, самые обаятельные из которых связаны с семьёй архитектора: вот они едут в Америку, катаются на лодках, проектируют здания и мебель.

Семья для этого фильма не менее важна, чем архитектурное наследие: даже на постере рядом с Аалто изображена его жена Айно. Её роль в жизни Алвара справедливо сравнить с ролью Варвары Степановы в жизни Родченко: Айно занималась текстилем, посудой, работала с интерьерами и была соучредителем компании Artek, создававшей и создающей мебель по чертежам Аалто. 

Вирпи Суутари решила снять документальный байопик Аалто, потому что была очарована теплотой его архитектуры, но в итоге важнейшей задачей для неё стала попытка разобраться, как строились отношения Аалто с его ближайшим окружением. Во времена архитекторов-суперзвёзд, которые будто бы создают свои громкие проекты в режиме одиночного подвига, Суутари показывает, что никто не становится великим в одиночку – этот фильм демонстрирует подлинное значение фигур Айно Аалто, второй жены Аалто Элиссы и других архитекторов, которые работали в офисе мэтра.

МАРИНА АНЦИПЕРОВА

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Гётеборге – участник программы
Финская национальная кинопремия «Юсси» – лучшая музыка, лучший монтаж; номинация на приз за лучший документальный фильм
Фестиваль Millennium Docs Against Gravity – участник программы