Гольдберг-вариации

Die Goldberg-Variationen

Год: 2023
Страна: Австрия
Хореография и костюмы: Хайнц Шпёрли
Сценография: Флориан Ети
Художник по свету: Роберт Эйзенштейн
В ролях: Алексей Попов, Людмила Коновалова, Ольга Есина, Давиде Дато, Елена Боттаро, Уильям Юн
Жанр: балет
Хронометраж: 92 мин.
Возраст: 16+

Танцы и немного нервно: камерный цикл Баха на сцене Венской оперы

«Гольдберг-вариации», или Ария с тридцатью вариациями – часть серии «Клавирная практика». Они были написаны Бахом на заказ и предназначались для клавесиниста по фамилии Гольдберг, невероятного виртуоза, что мог играть с завязанными глазами и перевёрнутыми нотами.

Самый длинный из циклов, созданных в эпоху барокко, полнометражному балету «Гольдберг-вариации» подошёл как нельзя лучше. Швейцарец Хайнц Шпёрли был одним из первых хореографов, кто попытался перенести цикл Баха на балетную сцену, и получилось это у него чрезвычайно стильно и многообразно. Спектакль, поставленный в 1993 году в Дюссельдорфе, стал визитной карточкой балета Цюриха, а затем продолжил уверенное шествие по театрам мира.

«Гольдберг-вариации» Шпёрли – своего рода дайджест танцев XX столетия. Там можно заметить многое, что придумали до Шпёрли, и многое, что ушло «в народ» после этого спектакля. Поддержки, позировки, дуэты и связки между вариациями – всё кажется знакомым и, в то же время, совершенно новым. Масштабные начало и финал спектакля, где заняты все артисты, перемежаются с камерными дуэтами и соло; залихватские танцы сменяются философскими адажио; на смену ярким трико приходят белые и чёрные. Жизнь многообразна, а танец служит её верным отражением, добавляя от себя лишь нотку безусловного изящества.

Вступительное слово Майи Фарафоновой, куратора танцевального направления TheatreHD: в чём сложность бессюжетных балетов, кем был человек, которому Бах посвятил свои вариации, и при чём тут бессонница.

Ролик ВКонтакте