1-й блок документальных короткометражных фильмов

1st Block of Documentary Shorts

Год: 2018
Страна: Германия, США, Италия, Великобритания
Режиссёр: Дэвид Фрейд, Маршалл Керри, Пьер Паоло Паганелли, Малькольм Грин, Питер Спенс, Тамир Задок
Жанр: документальный, короткометражный, анимация
Хронометраж: 78 мин.
Возраст: 12+
«Наци VR» / Nazi VR, режиссер Дэвид Фрейд
Германия, 2017, 17 мин.
Даже в наши дни все еще продолжаются суды против нацистов, причастных к преступлениям против человечества. Обвинению требуется доказать вину 94-летнего Райнхольда Ханнинга, работавшего охранником СС в Освенциме, который утверждает, что даже не догадывался о том, что происходило в лагере. Для этого создается 3D-модель Аушвица тех лет, а присяжным раздают VR-шлемы, чтобы они оказались на месте унтершарфюрера и совершили за охранника концлагеря нравственный выбор, чтобы затем совершить такой же выбор в реальной жизни и признать или не признать его причастным к полутора сотням тысяч убийств.

«Ночь в саду» / A Night at the Garden, режиссер Маршалл Керри
США, 2017, 7 мин.
Монтажное кино, собранное из неизвестных сегодня архивных материалов, номинированное в 2019 на «Оскар» в категории «лучший документальный короткометражный фильм» (также участник короткометражной программы фестиваля Sundance), показывает нам ныне почти забытое собрание в Мэдисон-сквер-гарден, известнейшем спортивном зале в Нью-Йорке, нацистской организации «Германо-американский союз». На гигантской площади американцы, еще и не догадывающиеся в 1939 году, каким кошмаром обернется для Европы и мира всего через семь месяцев нацистский режим, который скоро вторгнется в Польшу, высказываются о превосходстве белой расы. «Ночь в саду» оказывается для разобщенной Америки, совсем недавно пережившей очередные погромы на почве расизма, до жути актуальным фильмом.

«Арпад Вейс» / Arpad Weisz, режиссер Пьер Паоло Паганелли
Италия, 2018, 9 мин.
Рассказанная итальянскими почитателями таланта в анимационной форме биография Арпада Вейса, венгерского еврея, талантливого футболиста и тренера, карьера которого рухнула вследствие фашистского и нацистского режимов в Италии и Нидерландах, где он работал до последнего дня. Уже в 30 лет он возглавил миланский клуб «Интер», который тут же стал сильнейшим в национальном чемпионате, но затем его перестают нанимать на работу, потому что он еврей, а в 1942 году его и вовсе арестуют вместе с семьей и убьют в газовой камере Освенцима.

«Эдек» / Edek, режиссер Малькольм Грин
Великобритания, 2018, 6 мин.
Экспериментальная картина сделана в клиповой манере. Строго говоря, это и есть клип на рэп-трек, смикшированный из записанного монолога 86-летней женщины по имени Джанин, пережившей Холокост, дополненного куплетами, зачитанными молодым американским рэпером Капу. Симфония жизни и памяти, ритма и слов, исполненная при помощи радикального киномонтажа, повествует о загадочном человеке по имени Эдек.

«Архив» / The Archive, режиссер Питер Спенс
Великобритания, 2018, 12 мин.
Фильм, сделанный традиционными документалистскими средствами, собранный из архивных материалов, в том числе из аудиодневника Дэвида Дракера, сына русских евреев, сбежавших еще до революции, а также записей Сьюзан, его дочери. Дракер пострадал не во время Холокоста, а позже, во время эпохи маккартизма, когда он оказался жертвой охоты на ведьм и подозревался в содействии коммунистическому режиму, от которого в том числе эмигрировала его семья. Мы вместе с Дракером становимся свидетелями парадоксальной паранойи, которая заразила Америку в те годы.

«Искусство под прикрытием» / Art Undercover, режиссер Тамир Задок
Израиль, 2017, 27 мин.
История из тех, про которые говорят, что в них просто невозможно поверить: Шломо Коэн‑Абраванель, агент израильской разведки «Моссад», работавший под прикрытием в Египте, смог убедить всех в том, что он на самом деле французский художник-абстракционист по имени Шардюваль, и даже начать продавать собственные картины, на которых изображены наивно-примитивно сцены из жизни загадочного Востока. О нем был снят постдокументальный (тот, который находится за пределами разделения игровой/документальный) фильм, вокруг которого режиссер Тамир Цадок, также снявшийся в «Искусстве под прикрытием», выстроил в 2018 году в Тель-Авивском музее изобразительных искусств целую выставку. Тамир едет в Каир, где пытается разыскать картины Шардюваля, проданные каирскому музею современного искусства, при этом же пытается не выдать себя. Таким образом, и Цадок делает некое искусство под прикрытием, виртуозно продолжая традицию художественного шпионажа, сам чередуя документальные эпизоды и сцены, лишь имитирующие реальную съемку. Фильм становится соразмерен исследуемому предмету.