A4:
Анимация вышеградской четверки

Город:
Москва

Кинотеатры:
Кинотеатр 35mm

Даты:
22–26 февраля 2012



Трагедия человека
Az ember tragédiája

Страна: Венгрия
Год: 2011
Жанр: 2D-компьютер
Язык: венгерский
Перевод: русские субтитры
Хронометраж: 2 часа 40 минут
Возраст: +

Режиссер: Марцел Янкович

Работать над «Трагедией человека» режиссер Марцел Янкович начал в 1988 году и после 23 лет труда завершил 2,5-часовой фильм, аналогов которому история, пожалуй, не знает. Для этого эпического полотна были созданы тысячи персонажей (в фильме много массовых сцен), сотни разностилевых бэкграундов, это не говоря о разнообразии графических жанров (от гиперреализма до гравюры и наскальной живописи) и анимационных приемов (от техники переплывов до сумасшедших по динамике и изобретательности потоков метаморфоз). Если бы подобная работа делалась в Голливуде, то фильм имел бы бюджет в несколько десятков миллионов долларов. Но оценить в какой-либо валюте труд венгерского художника невозможно.
В основе «Трагедии человека» одноименная поэтическая пьеса венгерского философа, историка и поэта Имре Мадача (1823-1864). И по амбиции замысла, и по глубине философии, и по форме это произведение нередко сравнивают с «Фаустом» Гёте. Сравнение и впрямь напрашивается. Действие пьесы начинается с бунта Люцифера, который отказывается признавать красоту Божественного мира, а затем соблазняет к грехопадению Адама и Еву. Лишившись Рая, Адам оказывается на земле и в очередном разговоре с Люцифером просит показать ему будущее человеческого рода. Далее начинается путешествие через всю человеческую историю, полную горестей, трагедий и разочарований. Побывав в Древнем Египте, Греции, Риме, средневековой Европе и революционной Франции Адам видит, что люди везде жадны, жестоки и амбициозны, а прекрасные идеи оборачиваются лишь новыми ужасами.
В образе фараона, стремящегося увековечить себя в пирамидах, Адам понимает, как ничтожно личное тщеславие, в образе греческого воина, верно служащего своему народу, узнает о неблагодарности черни, в образе Кеплера познает суету скованного предрассудками полузнания. Так путешествие продолжается вплоть до утопических вселенных, которые по идеальному образу созданы для Адама Люцифером, чтобы окончательно развенчать его веру в любые идеалы и лишить надежды на лучшее.
Каждую эпоху Янкович изобразил в уникальной графике, опираясь в одном случае на фресковую египетскую живопись, в другом – на изображения с греческой керамики, в третьем – на христианские мозаики и так далее вплоть до эклектичной мешанины из идолов поп-культуры и образов, ассоциирующихся с концлагерями, которая иллюстрирует жизнь XX века. Сохранив текст первоисточника XIX века, Янкович при помощи графики расширил историческое путешествие, добавив в него образы Ленина, Гитлера и Сталина, а также некоторые иные реалии своей эпохи.
Фильм настолько великолепно сделан, что каждый исторический эпизод в нем заслуживает отдельного внимания: изображение крестовых походов и римских непотребств, импрессионистический портрет народного восстания во Франции или изначальный рай с его подвижными зыбкими формами, в которых проглядывает будущая история – для каждой идеи была найдена какая-то особенная, яркая, запоминающаяся форма. Поэтому фильм еще в отрывках начал получать призы. Первым стала награда венгерского фестиваля KAFF за древнеегипетский эпизод.
Впрочем, главный подарок ждет публику в самом финале – довольно неожиданном для зрителя, не знакомого с пьесой, и весьма жизнеутверждающем.

Представит фильм и ответит на вопросы зрителей Иштван Ороc - художник, аниматор, соавтор Марцела Янковича.

Расписание:

Москва: Кинотеатр 35mm

23 февраля 2012, четверг

17:00 Венгерская анимация // Q&A: Иштван Ороc