Amfest

Город:
Москва

Кинотеатры:
Формула Кино Горизонт

Даты:
18–29 сентября 2013

Организаторы:
Посольство Соединенных Штатов Америки
Арт-объединение CoolConnections


Подробнее о проекте в городах:

Уит Стиллман
/ Whit Stillman

Режиссер, сценарист

Мало кому из живых классиков американского независимого кино удается столь же щедро – и без потерь в увлекательности – черпать сюжетный материал из собственной жизни, как это удается Уиту Стиллману. Судите сами. Сын члена кабинета Кеннеди Джона Стиллмана, выпускник Гарварда и крестник знаменитого социолога И. Дигби Бальтцелла (того самого, который в середине 60-х популяризовал аббревиатуру WASP – «белый англо-саксонский протестант» – базовую для самоидентификации элиты американского общества), Стиллман разыграл действие своего дебютного фильма «Золотая молодежь» (Metropolitan, 1990) в интерьерах манхэттенского Верхнего Ист-Сайда. Еще точнее – внутри тесной группы первокурсников элитных колледжей восточного побережья, слетевшихся в родные пенаты на рождественские каникулы, дабы провести пару беззаботных недель на светских балах и ночных посиделках.

Дальше – больше. Во второй половине 70-х будущий режиссер трудился ассистентом редактора крупнейшего книжного издательства Doubleday. Как и вся нью-йоркская интеллигенция, ночами он пропадал в диско-клубах Манхэттена – и как раз увлеченные «танцевальной заразой» молодые девушки-редакторы станут главными героинями третьего фильма Стиллмана «Последние дни диско» (The Last Days of Disco, 1998). Наконец, первую половину 80-х предприимчивый американец провел в Мадриде и Барселоне, занимаясь продажей местного кино американским испаноязычным телеканалам и подрабатывая характерным актером в фильмах своих клиентов – Фернандо Труэбы и Фернандо Коломо; именно в каталонской столице разворачиваются коллизии второго фильма Стиллмана «Барселона» (Barcelona, 1994).

Наследник в равной степени американской литературной традиции и европейского авторского кино Стиллман взял у всех понемногу. Вечно балансирующее на грани абсурда исследование буржуазных нравов – у Бунюэля. Остроумие и отстраненность разговорной кинокомедии манер – у Ромера. Непреходящий, чисто гуманистический интерес к тонкостям и слабостям человеческой природы – у Трюффо. Черно-белый Манхэттен и амурные хитросплетения интеллигентской тусовки – у Вуди Аллена. Страсть к прямо проговоренному социальному комментарию – у Годара. Смешав все эти заимствования и помножив их на личный опыт и комичную смесь идеализма с цинизмом, свойственную мироощущению вечного студента, Стиллман создал абсолютно свой жанр – барочно-литературную комедию манер, населенную отпрысками «городской буржуазии», которые страдают от переизбытка образования и остроумия и блуждают затейливыми, вечно пересекающимися маршрутами в поисках смысла жизни и друг друга.

Закончив автобиографическую, полностью уместившуюся внутри 90-х, трилогию, Стиллман продал свой манхэттенский лофт и уехал жить в Париж, где продолжал писать сценарии. Долгожданное возвращение режиссера случилось в 2011 году на Венецианском кинофестивале, где Стиллман представил первый фильм с конца 90-х – и свою первую чисто женскую комедию – «Девицы в беде» (Damsels in Distress, 2012). Четвертый фильм режиссера кусает за хвост первый – в «Девицах» Стиллман возвращается на родную почву университетского кампуса. Новое высказывание мэтра еще отчетливее высветило сформировавшуюся за годы его отсутствия «стиллмановскую» традицию, ярче всего проявившуюся на телевидении – сериал «Девочки Гилмор» (Gilmore Girls, 2000-2007) – и в новейших образчиках нью-йоркской независимой комедии вроде «Милая Фрэнсис» (Frances Ha, 2012), по сценарию и с участием звезды «Девиц в беде» Греты Гервиг.

Расписание:

Москва: Формула Кино Горизонт

21 сентября 2013, суббота

19:00 Девицы в беде; Q&A: Уит Стиллман, режиссер, сценарист // Q&A: Уит Стиллман

22 сентября 2013, воскресенье

19:00 Золотая молодежь; Q&A: Уит Стиллман, режиссер, сценарист // Q&A: Уит Стиллман