Сиро Маэда

Shirô Maeda

Режиссер, сценарист

Драматурга, сценариста, театрального и кинорежиссера Сиро Маэду можно сравнить с близким ему по возрасту Иваном Вырыпаевым; он тоже рано прославился как драматург, возглавляет собственную театральную компанию и добился не меньшего успеха своими фильмами.
 
Родившийся в 1977 году Маэда учился на литературоведческом в Университете Вако (Токио) и в 19 лет основал театр «Готанда-дан». Новая сценическая площадка быстро снискала признание столичной публики благодаря пьесам самого Маэды. Они посвящены жизни его ровесников – представителей «поколения достатка, не обремененных поисками смысла жизни». 
 
Драматургический стиль Маэды сочетает элементы сновидческого сюрреализма, комедии абсурда и постановочного минимализма. В его спектаклях используется минимум реквизита, а герои говорят с «молодежными» интонациями, которые в Японии называют «дацурёку-кэй» (то есть «расслабленные»).
 
Сам Маэда делит свою драматургию на четыре продолжающихся цикла: «Дорожная серия» (пьесы про людей, находящихся в дороге или публичных пространствах), «Комнатная серия» (пьесы про «людей в комнатах»), «Великие прыжки из реальности» (апологии эскапизма) и «Сновидческая серия». В спектаклях «Готанда-дана» Маэда, как правило, выступает не только автором пьес, но и режиссером и исполнителем одной из ролей. Его герои запросто превращаются в зверей и деревья и страдают феерическим недержаньем мочи по причине несчастной любви. В Москве драматург покажет свой ультракамерный спектакль «Непокойной ночи» – «историю о человеке, который хочет спать, и человеке, который не хочет, чтобы другой уснул», действие которой происходит в постели героев.
 
В кино дебют Маэды-сценариста случился в 2009 году на сериале «Дрейфующее интернет-кафе» (Hyoryu Net Cafe); написанный им сценарий телесериала «Семиминутная прогулка» (Toho 7 Fun) удостоился премии Кунико Мукода 2015 года. В 2011 году он дебютировал как режиссер фильмом «Потерянный ребенок» (Ôki-ke no tanoshii ryokô: Shinkon jigoku-hen), а в двух следующих картинах продолжил экспериментальное исследование причудливых нравов своего поколения. Героями фильма Маэды «Экстремальные сукияки» (Ji ekisutorîmu sukiyaki, 2013) стала парочка школьных друзей, решивших возобновить дружбу спустя 15 лет после выпускного при помощи роуд-трипа. Главная героиня его следующего фильма «Взрывное прошлое» (Fukigen na kako, 2016) после многолетнего отсутствия возвращается в семью, где ее давно считают умершей, и заселяется в комнату племянницы с непредсказуемыми последствиями. За этот фильм Маэда удостился Кинопремии ТАМА в номинации «лучший режиссер нового передового кино».
 
Помимо театральной и кинематографической деятельности, Маэда является успешным литератором и пишет, преимущественно, рассказы, пять из которых были отмечены на крупных японских литературных премиях (три номинации на премию Мисимы: одна завершилась победой; и две номинации на премию Акутагавы).