Алексей Ратманский

Aleksey Ratmanskiy

Хореограф

Родился в Ленинграде. В 1986 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался у педагогов А. Маркеевой и П. Пестова, далее учился на балетмейстерском факультете ГИТИС (ныне РАТИ — Российская академия театрального искусства).
1 января 2004 года был назначен художественным руководителем балета Большого театра. В январе 2009 г. оставил этот пост и стал постоянным хореографом Американского театра балета (АБТ).

Карьера танцовщика

С 1986 г. по 92-й и с 95-го по 97-й был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Т. Г.Шевченко, где исполнял ведущие партии в балетах классического репертуара.
С 1992 г. по 95-й работал в Канаде, в Королевском Виннипегском балете. В этой труппе в его репертуар вошли балеты Дж. Баланчина, Ф. Аштона, Э. Тюдора, Дж. Ноймайера, Р. ван Данцига, Т. Тарп и других хореографов.
В 1997 г. был принят в Королевский Датский балет, где исполнял ведущие партии в балетах Августа Бурнонвиля — главного балетмейстера всех времен этого театра, в других балетах классического репертуара, а также значительно пополнил свой репертуар произведениями современной хореографии. Работал с хореографами Матсом Эком, Иржи Килианом, Джоном Ноймайером, Морисом Бежаром, Питером Мартинсом, Кевином О’Дэем, Стивеном Уэлшем. 

Карьера хореографа

Первые опусы были созданы им практически сразу же по окончании училища, когда он танцевал в театре им. Т.Г. Шевченко. Номера Ратманского — например, «Юрлиберлю» или «Взбитые сливки» (этот номер был поставлен уже в Виннипеге) — часто входили в программу московских концертов балета и вызывали симпатии у публики. Начальный этап московской карьеры Алексея Ратманского во многом связан с фирмой «Постмодерн-театр», организовывавшей его гастрольные выступления, например, с известной канадской балериной Эвелин Харт в «Жизели» (1997 г. ), и продюсировавшей его балеты, созданные для Нины Ананиашвили.

По заказу последней был поставлен балет «Прелести маньеризма». Среди солистов балетной труппы Большого театра, занятых в балете Ратманского «Сны о Японии», также фигурировала Ананиашвили. Она же исполнила заглавную роль в первой редакции балета «Леа», поставленном Ратманским по знаменитой пьесе С. А-нского «Дибук», которую прославили в свое время московский еврейский театр «Габима» и Евгений Вахтангов и которая подстегнула вдохновение Леонарда Бернстайна, написавшего балет на этот сюжет.

После успеха своего балета «Каприччио», вошедшего в программу молодежных «Новогодних премьер» Большого театра, Ратманский получил приглашение сотрудничать с Мариинским театром. К этому времени он уже был солистом Королевского Датского балета, где тоже довольно скоро начал проявлять себя в качестве хореографа, после чего ему открылась дорога и на другие европейские и американские сцены.

В 2003 г. Ратманскому было предложено поставить полнометражный балет в Большом театре, и эта постановка, в результате, принесла ему назначение руководителя Большого балета. Первым балетом, поставленным им в Большом театре в новом качестве худрука труппы, стала вторая редакция балета «Леа».

Алексей Ратманский поставил множество балетов и концертных номеров.

Награды

В 1988 г. завоевал I премию Украинского конкурса артистов балета. 
В 1992 г. завоевал золотую медаль и приз Вацлава Нижинского на Независимом конкурсе артистов балета имени С. П.Дягилева в Москве. 
В 1993 г. был удостоен звания «Заслуженный артист Республики Украины». 
В 1999 г. балет Алексея Ратманского «Сны о Японии» был удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска». 
В 2002 г. за вклад в культуру Дании был возведен королевой Маргрете II в сан рыцаря ордена Датского флага. В 2004 г. получил Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2002/03) за постановку в Большом театре балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича. 
В 2005 г. был награжден призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за постановку балета «Анна Каренина» Р.Щедрина, осуществленную для Королевского Датского балета (сезон 2003/04). 
В 2007 г. получил ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) — Национальную танц-премию Круга критиков (лучший хореограф в разделе «Классический балет»); премию имени Дмитрия Шостаковича Международного благотворительного фонда Юрия Башмета (за постановки двух балетов Д. Шостаковича) и «Золотую маску» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2005/06) за постановку в Большом театре балета «Игра в карты» И. Стравинского. 
В 2011 г. был удостоен the NY Dance and Performance Award/ Нью-Йоркской премии в области танца и связанных с ним искусств, так называемой премии Бесси в номинации «Выдающаяся постановка» (таковой был признан «Светлый ручей», премьера которого АБТ показал в 2011 г.). 
В 2013 г. получил стипендию Мак-Артура, которая ежегодно предоставляется фондом Мак-Артуров гражданам или резидентам США, «демонстрирующим исключительную самобытность и преданность своим творческим устремлениям».    
В 2014 г. был награжден призом «Benois de la Danse» за постановку балетов, образовавших «Трилогии Шостаковича», и балета «Буря», осуществленных для АБТ (сезон 2012/13).