Москва

КАРО 11 Октябрь, Третьяковская галерея. Инженерный корпус, Центр документального кино

Вадим Рутковский
Кинокритик, редактор портала CoolConnections.ru

Жером Бель
Танцовщик, хореограф, режиссёр

Ольга Федянина
Театральный критик, переводчик, драматург

Пётр Кирюша
Художник

Яна Гладких
Актриса

Если б я была зимой (2019)

драма

Призраки любви, театра и политической борьбы

Территория: Кино

XV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» впервые представляет большую кинопрограмму – 13 новых игровых и документальных фильмов, среди которых 12 российских премьер и одна мировая.

В начале года, когда начиналась работа над киносекцией «Территории», эта программа казалась, безусловно, важной и нужной, но всё же, скажем так, некоторой данью 15-летней годовщине фестиваля: «Территория», всегда ориентировавшаяся на взаимопроникновение искусств, не могла обойтись без кино. Всё изменилось в условиях мирового кризиса: теперь, когда границы между странами на замке и привезти зарубежные спектакли в Россию невозможно, именно благодаря кинопрограмме фестиваль остаётся масштабным международным смотром. Кино – мобильное, свободное, не зависящее от виз, авиасообщения и паспортных контролей искусство – ломает вынужденную изоляцию. Кино позволяет зрителям чувствовать себя гражданами глобального мира и доказывает, что искусство без границ – не просто абстрактная фраза. Это – реальность. А границы – миф; и каждый фильм программы говорит об этом на своём уникальном языке.

Внимание: участники «Территории: Кино» – не фильмы-спектакли, не спектакли, снятые для киноэкрана и не документации перформансов, хотя театр присутствует в большинстве работ – как действующее лицо, вторая реальность, жизнетворческая среда обитания героев. Но даже фильм «Евангелие» (Vangelo, 2016) Пиппо Дельбоно совсем не похож на его одноимённый спектакль, показанный в России в 2016-м году. Программа «Территория: Кино» – это именно кино, современное, актуальное, устанавливающее самые разные (включая телесные) контакты с театром, танцем, contemporary art. Порой коммуникация между искусствами происходит напрямую – как, например, в документальном эпосе «Партизан» (Partisan, 2018), коллективном кинопортрете Франка Касторфа и театра «Фольксбюне», порой она принимает причудливые фантастические формы – как в нежном и зловещем французском «Даниэле лицом к лицу» (Daniel fait face) или самом загадочном фильме кинопрограммы – аргентинском «Если бы я была зимой» (Si yo fuera el invierno mismo)

«Территория: Кино» аккумулирует разнообразные энергии. Неожиданная апроприация театральной эстетики кинематографом. Работы художников, одинаково уверенно чувствующих себя на экране и сцене. Документальное кино о том, из какого – буквально!  – сора может вырасти по-настоящему живое искусство. Фильмы со звёздами, известными в России, благодаря «Территориям» прошлых лет, и фильмы, открывающие новые имена: мы помним об образовательной миссии фестиваля «Территория». 

В вечер открытия будет показана картина «Если бы это была любовь» (Si c'était de l'amour; If It Were Love, 2020), вдохновленная перформансом «Crowd» француженки Жизель Вьен. Российская премьера фильма, чья слава началась в этом году на Берлинале, – первое знакомство с миром Вьен. Впрочем, можно быть сколь угодно далёким от театра и современного танца – это не помешает оценить виртуозность и кинематографическую красоту «Любви». Вымышленные истории, придуманные для героев самой Вьен и радикальным американским писателем Деннисом Купером, сливаются с реальными исповедями исполнителей; граница между документом и фантазией растворяется в томительном эротическом мареве. Сквозной же мотив фильма – жажда физического контакта и его невозможность – оказывается непредвиденно актуальным в эпоху «социальных дистанций». Второй фильм открытия – «Прогрессивное прикосновение» (Progressive Touch, 2020) американца Майкла Портного из конкурса МКФ в Роттердаме – длится всего 13 минут, но это 13 минут, которые могут потрясти мир. «Прогрессивное прикосновение» – хореографическое кино, фильм-танец, танцуют же здесь человеческие тела в состоянии наивысшего сексуального возбуждения. Спектакли, показанные на фестивале «Территория», не раз использовали человеческое тело как материал и предмет художественного осмысления; фильм Портного предлагает самый радикальный и новаторский взгляд (обладающий не только эротически провокационным, но и большим комедийным потенциалом).

«Система К» (Système K, 2019) – документальное кинопутешествие в Киншасу, столицу Демократической Республики Конго – и раскаленный котёл, в котором буйствует современное искусство: здесь оно создаётся из всего, что попадётся под руку, среди нищеты, в условиях, которые, вроде бы, в последнюю очередь располагают к творчеству. Бодрящий, позитивный – и потому жизненно необходимый в сегодняшнее сложное время фильм. 

«Нарциссистер играет телом» (Narcissister Organ Player, 2018) – личный киноперформанс американского режиссёра-феминистки, скрывающей лицо маской, а настоящее имя – псевдонимом Narcissister. Образец радикального телесного искусства и интимного исповедального кино.

Совсем иной портрет создаёт документальная комедия «Быть Жеромом Белем» (Être Jérôme Bel, 2019). В ней Бель (на фестивале «Территория»-2020 также будет показан его собственный кинопроект «Ретроспектива») – герой, выходящий из-под контроля; неуправляемый художник, конфликтующий с режиссёрами; результат предельно нестандартен.
Затея перенести искусство в жизнь – реконструировать в домашних условиях три легендарных политических фильма – приводит к непредсказуемым последствиям молодых героев картины «Если бы я была зимой» (Si yo fuera el invierno mismo, 2020). Изысканная работа аргентинки Ясмин Лопес – о спонтанном театре, рождающемся в данном случае из классики протестного кино.

«Вся моя любовь» (All My Loving, 2019) – семейная драма с Ларсом Айдингером, частым гостем фестиваля «Территория», в одной из главных ролей. Мы знаем Айдингера как актёра вулканической энергии, актёра-магнита, часто становящегося центром притяжения для всех остальных исполнителей – тем интереснее увидеть его в ансамблевой картине, элегантно сплетающей истории трёх равнозначных персонажей. 

Магический вечер, посвященный проницаемости границ между театром и жизнью, составят два фильма – российский короткий метр «3» (2020) и французский 50-минутный «Даниэль лицом к лицу» (Daniel fait face) (2019). «Даниэль» – гипнотический игровой дебют Марин Атлан; ключевая часть действия происходит в детском театральном кружке – и театр становится связующим звеном реальности и потустороннего, ключом к пониманию себя и защитным занавесом перед тревожным «большим», внетеатральным миром. «3» – документальный режиссёрский дебют продюсера Максима Воловика; не просто чарующий эскизный портрет трёх молодых актрис – Евгении Крегжде, Яны Гладких и Елены Николаевой – но эстетская театральная хроника, рождающаяся из стремления поймать в кадр мгновение, в котором актрисы – как мифологические богини – пересекают границы между игрой и повседневностью.

Важнейший участник кинопрограммы – экспериментальный фильм выдающегося немецкого режиссера Александра Клюге и задиристого филиппинского эксцентрика Хавна «Орфея» (Orphea, 2020). Старый миф обретает новую жизнь буйного политического коллажа и почти что мюзикла, в котором античный певец меняет пол на женский. Играет Орфею изумительная Лилит Штангенберг, в десятые годы – звезда «Фольксбюне», постоянная актриса Франка Касторфа (и то, что в нашей программе «Партизан» встречается с «Орфеей», разумеется, не случайно).

А фильмом закрытия станет «Шлингензиф: Вопль в тишине» (Schlingensief – In das Schweigen hineinschreien, 2020), эпический кинопортрет Кристофа Шлингензифа, самого неординарного, бунтарского и витального немецкого гения рубежа веков. Он умер от рака лёгких на пике славы, в 49 лет, в 2010-м году, успев спроектировать невероятный немецкий павильон для Венецианской биеннале 2011-го. Шлингензиф ставил безумные спектакли (включая оперы в Байройте и африканских глубинках), снимал наглые издевательские фильмы; его имя – синоним острого, политически и эстетически некорректного искусства. Эталонный герой фестиваля «Территория».