Молодое кино на CoolPlay: «Благодарен солнцу»


Вадим Рутковский
5 декабря 2025

В спецпроекте CoolConnections, посвящённом режиссёрам будущего – онлайн-премьера южной летней драмы Полины Радковец об искусстве и реальности

Анархический театр на природе – повод для встречи двух молодых людей в обычном и творческом поиске себя: короткая, но ёмкая история сомнений и увлечений «Благодарен солнцу» – в свободном доступе на платформе CoolPlay.

«Неопределившийся бездельник» – задумчиво определяет себя герой, танцующий в наушниках под хипповый бардовский сонг где-то среди поджаривающихся на солнце лугов, лесов и коров.

Посредине дороги, двигаясь по белой полосе Гриша – так зовут чувака – набредает на спектакль под открытым небом.

И мгновенно становится зачарованным зрителем, открывши рот внимающим шумной компании артистов: «Искусство – это истина! – А может, пятидневка, как у всех?» Гриша привлекает внимание режиссёра, Энди; пройдя короткий тест («Курт Кобейн переоценён?» – «Нет... Та ещё зажигалка!»), получает листок с текстом и приглашение на завтрашнюю репетицию. Доживёт ли призрак театральной свободы до следующего солнечного полудня?


«Благодарен солнцу» – из тех редких работ, на которые западаешь сразу, с первых секунд. Вроде бы, в кадре ничего сверхъестественного – дом, дерево, парень-неформал, собака, экспериментальная неоклассика в саундтреке. А уже интересно, уже нет усталости и желания, чтобы всё поскорее закончилось (я впервые смотрел фильм во время отбора заявок на фестиваль «Короче» – в самую жёсткую июньскую пору, когда приходится одолевать по несколько десятков проектов в день). Потому что кадр – дышит, живёт;

и дом, и дерево, и неформал – настоящее, кино, не подделка;

магический момент доверия и молниеносной увлечённости фильмом.


Видимо, похожее чувство испытал и Гриша, оказавшийся в эпицентре open air перформанса. Его надеждам не очень повезло: он застал творца Энди на пике разочарованности: смыслы зрители не считывают,

в голове всё восхитительно,

а получается – то, что получается (универсальная, на самом деле, ситуация, сформулированная в гениальном финале «Декамерона» Пазолини: все празднуют завершение фрески и славят мастера, а сам мастер – герой Пазолини – грустно говорит: «И зачем создавать искусство, если так приятно просто мечтать о нём?»). Мои надежды оправдались: я видел уже четыре фильма Радковец, все они прекрасны. Добро пожаловать в фан-клуб!


Полина Радковец учится в Мастерской Ивана И. Твердовского в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Я уже немного рассказывал о Полине в тексте, сопровождающем альманах «Закрытие», тоже входящий в проект «Молодое кино на CoolPlay». Для «Закрытия» Полина и её постоянный актёр – почти соавтор – Семён Тимофеев (Гриша в «Благодарен солнцу») сняли однокадровый экспромт «Бухта Барахта». В фильмографии Полины (куда входят также docufiction «Привет мир» и ещё одна южная история о творчестве, сомнениях и авантюрах «DJ Мулька») – самый простой по исполнению. Но все её работы – и постановочные игровые, и док, и спонтанный эксперимент – уникальное авторское кино. Привет, мир Полины Радковец!

Полина Радковец о «Благодарен солнцу»:


Чиииикс. Фильм начался с судьбоносной истории кастинга. Весну я провела в изучении всего, что было связано с Бинарным Биотеатром Васи Березина. Наткнувшись на снятые зрителем на хэндик записи спектакля «Эстонские сказки», сделала скрин одного мальчика (как суперподходящий референс героя для «Благодарен солнцу»). В целом и забыла про это до момента случайной встречи в школе дизайна, где мне предложили помощь с кастингом. Показываю скрин, говорю, как мне нужен похожий по внешности, харизме артист, и что парень со скрина – идеальное попадание в Гришу из сценария. Момент удивления – мне сразу говорят его имя. Это знаете, как рандомно подойти на улице к человеку, показать фотку, спросить кто это и тебе ответят. В общем удивительно. Так появился Семён Тимофеев в фильме. God bless лабораторию Васи ФАКТ, через которую все эти люди и были связаны.

А дальше мы окунулись в вопрос, как в одинокого, ощущающего себя ни там, ни здесь человека просачивается искра. В первый раз в жизни Гриша ощутил своё желание быть причастным (в его случае к «свободным», создающим перформативные штуки людям). А с другой стороны вопрос – как человек, создающий всё это искрящееся, идеально-интересное, сомневается в себе, не видит ценности себя и своих перформансов. Энди (театральный режиссёр) в такой внутренний боли, неуверенности, что ему не хватает энергии принять к себе под крыло Гришу и поверить его чистейшему восхищению.

В общем некая база творцов, да и просто людей, по ту или иную сторону.

Но приходим всё равно к отпусканию всех мыслей и благодарим солнце. Ну по крайней мере мне бы хотелось, чтобы у всех получалось, смотря, например на солнце, выходить из этого порочного круга сомнений в себе.

«БЛАГОДАРЕН СОЛНЦУ» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY