Девять молодых (по стажу, не по возрасту) режиссёров объединились и сделали коллективный фильм, съёмочной площадкой которого стал фестиваль «Короче». Игра и шутка обернулись реально cool-проектом – миксом свежести и осознанности. Снятое на улицах Калининграда, в гостиничных номерах, на Балтийском море, у дикой реки и в зоопарке «Закрытие» – в свободном доступе на платформе CoolPlay.

Ближайший час просмотра – это девять коротких фильмов плюс сквозная новелла, в которой участники проекта что-то говорят – иногда серьёзно, иногда нет (или всегда одновременно и серьёзно, и нет) – о своих работах. Как всё это – чистый fun, ставший если не манифестом, то точно срезом времени – получилось, чуть дальше в этом материале рассказывает Дима Теплов, движок и креативный продюсер всей затеи, снявший, помимо своего сегмента, связующий всё эпизод «Зверушки». Я же коротко пробегусь по содержанию альманаха, в котором принял участие как режиссёр; поздравляйте с поздним дебютом!

Первая глава, первый фильм – однокадровая медитация Полины Капантиной «1125»: столько секунд длится эта живая картина, вдохновлённая медленными шагами Цая Минляна. Несмотря на кажущееся бездействие, смотрится увлекательнее экшна: Полина, пересекающая пляж зеленоградского глэмпинга: устраивает нам свидание с вечностью; и вписывает в вечность тех счастливчиков, что, не подозревая о съёмке, попали в кадр. В финале случается подлинное божественное вмешательство – непредвиденный погодный вираж. Вираж внутри кинематографического чуда.

За «1125» следует развлекуха, мой «Анекдот», маленький эксперимент, возникший из желания проверить, так ли бесповоротно культура рассказывания анекдота (мощнейший пласт советской культуры) утрачена нынешними двадцатилетними.

«In Russia with Love» – поэтичный и меланхоличный городской этюд Никиты Карцева, замечательного кинокритика, главного редактора журнала «Искусство кино» и режиссёра, в фильмографии которого есть печальный социальный док «Осторожно, люди», построенный на интервью с героями постсоветского кино блокбастер «Кино 3.0» и камерный документальный портрет «Причалы», входивший в альманах «Открытие» – официальный фильм открытия фестиваля «Короче».

«Король» Никиты Миклушова – тоже экспериментальный кинопортрет, героем которого выбран Павел Королько.

Однокадровый, но дикий и бодрый фильм Королько «Вписка» идёт следом. «Вписка» замечательна (помимо всего прочего) и быстротой исполнения: от замысла до финальной точки постпродакшна прошло максимум два часа. Кино – это легко!

Что подтверждает и шутка (впрочем, шутка довольно грустная) «Море», снятая Никитой Лохматовым.

Оба Никиты – Миклушов и Лохматов, Полина Капантина, Павел Королько, Дима Теплов – авторы, чьи фильмы знакомы тем, кто следит за проектом «Молодое кино на CoolPlay». Новелла «Бухта Барахта» представляет новое имя: великолепная Полина Радковец, нынешняя студентка Мастерской Ивана И. Твердовского, режиссёр фильмов «Привет мир», «Благодарен солнцу» и «DJ Мулька», складывающихся в очень личную и очень узнаваемую, радостную анархистскую киновселенную. Главные роли во всех работах Полины – включая «Бухту», где это единственная роль – играет уникальный актёр и человек Семён Тимофеев.

Кода альманаха – самый сложный в постановочном плане фильм, коллажная рэп-десктоп-комедия Димы Теплова «Единственное, что я хочу сказать». Благодаря ей, в альманахе появляется Слава Иванов, ещё один новейший герой, автор «Привычки нюхать пальцы» (и тоже участник «Молодого кино на CoolPlay»). Мне очень нравится определение, которое кто-то из пользователей letterboxed дал фильму Димы «Илья и Захар: Масленица на пределе»: «Пати в автократии». Димин сегмент альманаха – тоже, в общем, пати с острым и точным ощущением времени; и комедийному дару Димы позавидовал бы Гайдай (а монтажному дару – Годар).

Эпилог – смешная миниатюра, импровизационный багатель «Пивозавр» ещё одного участника «Молодого кино на CoolPlay» Николая Коваленко. Без него альманах был бы неполным; и в фильмографии Коваленко, автора тщательно выверенных и в хорошем смысле слова серьёзных драм (хотя самый свежий на сегодня короткий метр «Наш год» во многом комедия), «Пивозавр» занял особое место – как самый спонтанный и, опять же, в хорошем смысле слова легковесный этюд.

Дима Теплов о «Закрытии»:
На «Короче 2025» с опозданием приехала Саша Прошина и говорит:
— Да я умышленно открытие пропустила! Там в программе написано, что будут ваш альманах «Открытие» на закрытии показывать.
Я, конечно, опешил. Такой непорядок моё сердце стерпеть не смогло, и стало ясно (и очень смешно от этой идеи) — надо делать альманах «Закрытие» прямо здесь и сейчас.
Тет-а-тет я делился этой идеей с друзьями, знакомыми режиссёрами, и безумный движ снежным комом становился всё реальнее. Где-то тут до меня дошло, что я теперь креативный продюсер, и стал всем, кому нужна была помощь, помогать с их фильмами.
Момент наивысшего счастья был, когда мы ехали в автобусе на церемонию закрытия, и я понимал, что всё сложилось: итоговая сборка (даже со сквозной новеллой) сейчас рендерится у меня в гостиничном номере. Показ провели там же — маленький праздник внутри большого праздника.
«ЗАКРЫТИЕ» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY
