Выбор «Выборга»


Вадим Рутковский
25 июля 2023

Старейший российский кинофестиваль – в 2023-м он проходит в 31-й раз; с 4 по 10 августа – объявил программу; в конкурсе игрового кино – 11 фильмов, из них четыре – дебютные

Новое название фестиваля, прежде известного как «Окно в Европу» – просто «Выборг»; на открытии – драма Оксаны Бычковой «Нина» с Евгением Цыгановым и Юлией Пересильд в главных ролях


Жюри игрового конкурса возглавляет Сергей Урсуляк. Среди авторских хедлайнеров программы – третий фильм Романа Михайлова «Отпуск в октябре». Причём четвёртый по хронологии фильм фантастически деятельного писателя и режиссёра – «Наследие» – уже успел побывать в ограниченном кинопрокате и вышел на платформах. А за то время, что посвящённая публика гадала, на каком фестивале пройдёт премьера «Отпуска», Михайлов снял и пятую работу – «Поедем с тобой в Макао».

«Отпуск» – фильм-энигма; собственное мнение выскажу после показа, а пока – слово режиссёру,

определяющему картину как «смысловой лабиринт, по которому можно блуждать в разных режимах» и «трактат о времени, узорах и снах, о городе, заполненном туманом, по которому люди ходят только с собаками (иначе легко заблудиться), о ролевых играх, воздушных шарах на болотах».


Вот большая цитата из заметки Романа Михайлова в своём телегам-канале: «Этот фильм уже давно готов. Его посмотрели уже многие, и отзывы оказались радикально противоположными. Не в смысле понравилось или нет, а в смысле трактовок и ощущенческих направлений. Кто-то выискивает политические высказывания, хотя я им повторяю раз за разом, что нет таковых в этом фильме, потому что меня концепция власти не интересует. Один западный критик посмотрел этот фильм, позвонил мне и задал множество вопросов: о Лакане, Линче, топологии и т д. В ответ я написал небольшой трактат о фильме, в котором описал несколько режимов просмотра, но не могу его сюда запостить, потому что это будет спойлер.

Один из всплывающих во время просмотра вопросов – не "что происходит?", а "когда это происходит?"

Ведь этот фильм – трактат о времени. Почти два часа страннейших блужданий ради того, чтобы поддеть некую временную обшивку, чтобы соприкоснуться вместе с героиней к "длительности", "застыванию", "ожиданию". Также это экранизация Равинагара. Главная героиня попадает именно туда – в пространство непонятной игры, ей нужно схватить время, как ускользающее нечто, пробудиться несколько раз, посмотреть в зеркало и заявить "я существую сейчас"».


Дебюты конкурса – «Первое лето» Сергея Илютина, ретро (действие происходит в относительно безмятежные нулевые) о переходном возрасте. Психотриллер Алексея Степанова «Осьминог» с Даниилом Воробьёвым и Марией Мироновй. Спродюсированный Алексеем Федорченко первый игровой фильм режиссёра анимационного кино Светланы Филипповой «Лиссабон» с Марией Смольниковой и Олегом Ягодиным.


И по-петербургски нервная драма «Привет, мама» Или Малаховой, жены и соавтора всех сценариев Бакура Бакурадзе; с Дарьей Савельевой и Аглаей Тарасовой в ролях взрослых сестёр, пребывающих в странной психологической зависимости от пропавшей без вести матери, отношения с которой были давно разорваны.


С фильмом «Лунатики» возвращается в кино для кинопроката маститый Юрий Мороз, после «Точки» (2006) работавший только в формате многосерийных телевизионных проектов. «Одним днём» – снятая с кустурицевской разухабистостью одиссея давно прописавшегося в столице героя Антона Васильева в родном городке Буй – полный метр Стаса Иванова, постановщика резонансных сериалов «Немцы» и «ЮЗЗЗ».


На закрытии же фестиваля вне конкурса будет показан ещё один полный метр режиссёра сериалов – «Тополиный пух» Артёма Лемперта («Ольга») с Аглаей Тарасовой и Антоном Лапенко в главных ролях. Якутское кино представлено фильмом Никандра Фёдорова «Схватка»; лучшим превью-комментарием будет репортаж со съёмок (а во внеконкурсном «Выборгском счёте» покажут предыдущий фильм Фёдорова «Как починить велосипед»).


Мой личный самый ожидаемый фильм «Выборга» – «Свет», вторая после «Вашего репетитора» полнометражная картина Антона Коломееца, автора одной из моих любимых короткометражек «Тоня плачет на мосту влюблённых». В главной роли – Елена Яковлева.


Одиннадцатый конкурсант – и первый в алфавитном порядке – фильм Павла Мирзоева «Блондинка»; с Евгением Цыгановым и Дарьей Жовнер в главных ролях.


Во внеконкурсную программу «Выборгский счёт», кроме уже упомянутой работы Никандра Фёдорова, вошли победитель фестиваля «Зимний» – доброе якутское историческое buddy movie «Не хороните меня без Ивана» – и фильмы, открытые программой ММКФ «Русские премьеры» – «Тайное влечение» Стаси Венковой и победитель «Русских премьер» «Край надломленной луны» Светланы Самошиной.

31-й выборгский фестиваль посвящён памяти Армена Медведева, два десятилетия работавшего президентом «Окна в Европу».

Главной площадкой «Выборга» остаётся кинотеатр «Выборг Палас», наконец вернувшийся к ежедневной – а не только в фестивальную неделю – работе под обновлённым (как и фестиваль) названием – «КИНО&ТЕАТР» ВЫБОРГ ПАЛАС.