Венеция как ни в чём не бывало


Вадим Рутковский
28 июля 2020

77-й Венецианский кинофестиваль, запланированный на 2-12 сентября 2020 года, объявил программу

Среди 18 конкурсантов – Андрей Кончаловский, Корнель Мундруцо, Киёши Куросава и Амос Гитай.

Венецианская Мостра – не первый посткарантинный кнофестиваль (первым, кажется, стал «Горький fest» в Нижнем Новгороде – опередил марсельский; в чём-то мы ещё впереди планеты всей), но первый смотр такого уровня. Пока не совсем понятно, насколько беспрепятственно попадут на него граждане с российскими паспортами. Программа же, сформированная куратором Альберто Барберой, выглядит так заманчиво, что я готов грызть колючую проволоку, чтобы добраться до острова Лидо.

В конкурс включено 18 фильмов. Вот они – в телеграфном режиме и в порядке убывания заочного интереса.

«Грядущий мир» (The World to Come) американской норвежки Моны Фаствольд. Фаствольд – сценаристка и жена Брэди Корбета, фильмы которого «Детство лидера» и Vox Lux открыты Венецией. Первой режиссёрской работой Фаствольд была мрачная семейная драма «Лунатик» (The Sleepwalker; 2014), придуманная вместе с Корбетом. В титрах нового фильма – психологического вестерна, действие которого разворачивается в середине XIX века – Корбет не значится ни в каком качестве. Но карантин, судя по новелле друга семьи Антонио Кампоса в сериале Homemade, Мона и Брэди проводили вместе.

Pieces of a Woman – англоязычный дебют венгра Корнеля Мундруцо с той же Ванессой Кирби (на фото ниже), что играет главную роль у Фаствольд. В драме о женщине, переживающей утрату ребенка, также заняты Молли Паркер, Шайя ЛаБеф, Бенни Сафди и Эллен Берстин – мечта синефила. Мундруцо участвует в венецианском конкурсе впервые.

«Дорогие товарищи!» завсегдатая Венеции Андрея Кончаловского – исторический триллер о расстреле бастующих рабочих в Новочеркасске 1962 года; кадр из фильма, сделанный Сашей Гусовым, стал заставкой для этого материала. Предыдущий фильм Кончаловского «Грех» в Венецию не взяли – он показался отборщикам «слишком итальянским». Не исключено, что эхо итальянского политического кино 1960-1970-х можно будет расслышать и в «Товарищах», где главную роль – секретаря парткома, меняющей свои взгляды после участия дочери в восстании – играет Юлия Высоцкая.

«Жена шпиона» (Spy no tsuma) Киёши Куросавы в описании выглядит как эстетское приключенческое ретро; предыдущий фильм Куросавы – «Конец путешествия, начало мира» – был показан на закрытии последнего МКФ в Локарно.


«Ноктюрн» (Notturno) – док Джанфранко Рози, снятый на Среднем Востоке; точнее пока не сказать; тизер, скорее, забавный. Рози – один из лучших документалистов мира; побеждал в юбилейной Венеции 2013 года со «Священной римской кольцевой» (Sacro GRA).


«Сёстры Макалузо» (Le sorelle Macaluso) – второй кинофильм театрального режиссёра Эммы Данте; её дебют «Улица в Палермо» (Via Castellana Bandiera) участвовал в венецианском конкурсе 2013 года. Одноимённый спектакль Данте привозила в Россию на Чеховский театральный фестиваль в 2015-м году.

«Лайла в Хайфе» (Laila in Haifa) – кажется, первая комедия израильтянина Амоса Гитая, ещё одного венецианского любимца, никогда, впрочем, не получавшего здесь официальных наград. Более всего интригует в «Лайле» жанр: прежде Гитай не шутил.

«Камо грядеши, Аида? (Quo vadis, Aida?) боснийки Ясмилы Жбанич, побеждавшей в Берлине 2006-го с фильмом «Грбавица» (его сюжет – материнство женщины, изнасилованной во время войны на Балканах – стал с тех пор бродячим). В новой работе Жбанич возвращается к балканской трагедии: героиня – учительница английского, живущая с мужем и двумя детьми на базе ООН в момент оккупации Сребреницы сербами.

«Дети солнца» (Khorshid; Sun Children) или просто «Солнце» (The Sun) респектабельного иранского классика Маджида Маджиди. Драму о детском труде должны были быть показаны на тегеранском фестивале Fajr весной; Fajr-2020 отменили, и Маджиди впервые окажется в Венеции.

«Мисс Маркс» (Miss Marx) Сусанны Никкьярелли – биография дочери Карла Маркса Элеоноры; в главной роли – британская звезда Ромола Гараи. Предыдущий фильм Никкьярелли – биография певицы Нико – принёс ей победу в венецианских «Горизонтах» в 2017-м году.


«Тёмные лошадки» Венеции – «In Between Dying» азербайджанского документалиста Хилала Байдарова, «Ученик» (The Disciple) индийского режиссёра Чайтаньи Тамхане, чей дебютный «Суд» участвовал в венецианских «Горизонтах» в 2014-м, и «А завтра – и целый мир» (Und morgen die ganze Welt) немки Юлии фон Хайнц. Название фильма Зайнц – строчка из популярной у нацистов песни «Дрожат одряхлевшие кости...»; вроде бы, за её публичное исполнение в современной Германии светит тюремный срок. Но Хайнц наверняка цитирует гимн с осуждением. В главной мужской роли – Ноа Сааведра, любимый у нас за байопик «Эгон Шиле: Смерть и дева».

«Новый мировой порядок» (Nuevo orden) мексиканца Мишеля Франко, режиссёра амбициозного и претенциозного; за синопсисом «Свадьба из высшего общества прерывается вторжением незваных гостей» может скрываться что угодно, хоть классовый хоррор.

Nomadland – третий фильм американки китайского происхождения Хлои Чжао с Фрэнсис МакДорманд и Дэвидом Стрэтерном.

Padrenostro Клаудио Ноче – четвёртый итальянский конкурсант (без которого, как кажется сейчас, можно было и обойтись).

«Любовники» (Amants) Николь Гарсия, чьи фильмы часто попадали в каннский конкурс, не сулит откровений, но каст любопытный – слащавый Пьер Нини, брутальный Бенуа Мажимель и божественная Стэйси Мартин.

«Снега больше нет» (Śniegu już nigdy nie będzie) Малгожаты Шумовской и оператора Михала Энглерта – комедия про приключения украинского массажиста в Польше. В главной роли – британский актер Алек Утгофф, специализирующийся на ролях восточных славян.


В конкурсе «Горизонты» 19 картин; из них самыми заманчивыми выглядят «Жёлтая кошка» неутомимого казахстанца Адильхана Ержанова (его прошлогодний «Чёрный чёрный человек» вошёл в наш список главного за 2019-й) и «Раса, животные» (Lahi, hayop; Genus Pan) филиппинца Лава Диаса.

Откроет фестиваль внеконкурсная картина итальянца Даниэле Лукетти «Лаччи» (Lacci).