Первый фестивальный показ – путёвка в жизнь; дальше (в идеале) – кинопрокат и цифровой релиз. На зарубежные фильмы это правило не распространяется; чаще всего возможность увидеть иностранное кино на ММКФ – единственная. Но российские картины точно будут доступны не только фестивальным маньякам.
Российский фильм «В списках не значился» (жалкая пародия на формат военного блокбастера, недостойная имени Бориса Васильева, автора положенной в основу выдающейся повести) открыл фест. Три российских фильма – «Планета» Михаила Архипова, «Двое в одной жизни, не считая собаки» Андрея Зайцева и «Семейное счастье» Стаси Толстой – участвовали в основном конкурсе. Семь картин – в конкурсе «Русские премьеры», четыре – в конкурсе короткого метра, «Зимник» Юрия Дорохина и «Реверс» Ивана И. Твердовского – в конкурсе документального кино.
Плюс российское кино во внеконкурсных секциях; почти не перечесть, что, конечно, круто: любой большой международный фестиваль поддерживает кинематографию своей страны.
И ММКФ есть, что поддержать. Оставаться на стопроцентном позитиве не позволяет пресловутая «новая реальность»: самый востребованный специальный показ ММКФ – минисериал Романа Михайлова про 1990-е «Путешествие на Солнце и обратно» – я пропустил, потому что не хотел смотреть цензурированный, заблюренный и запиканный вариант (притом, что цензура всё ещё запрещена Конституцией РФ, но на основной закон Минкульту и Ко плевать). Тем не менее, здесь только о хорошем – великолепной пятёрке фильмов, чья премьера – рождение! – случилась на ММКФ, а жизнь продолжится в кинотеатрах и на платформах; не пропустите. Представляю без лишних слов – посмотрите сами.
1. «Семейное счастье» Стаси Толстой
Вольная экранизация романа Льва Толстого с невероятной дебютанткой Евгенией Леоновой и великим Евгением Цыгановым в главных ролях (по-честному, надо было бы назвать всех исполнителей, проходных ролей нет). Написал «экранизация» и тут же поймал себя на неточности; правильно назвать фильм диалогом современного режиссёра с классиком.
Диалог получился воодушевляюще свободным: сексуальный, остроумный, умный и неожиданно смешной фильм;
в хорошем смысле соловьёвский (Стася – ученица Сергея Соловьёва, сценаристка и актриса его последнего фильма «PS: Ути-ути-ути», который можно посмотреть прямо сейчас). Я вспоминал и Джозефа Лоузи; но к чертям сравнения: «Семейное счастье» – уникальное авторское кино, и его автор – Стася Толстая (о её дебютной работе «Тайное влечение», подписанной ещё девичьей фамилией Венкова – здесь).
2. «Легенды наших предков» Ивана Соснина
Свет, добро – замыленные слова; понимаю и разделяю аллергию на них. Но фильмы Ивана Соснина (даже ощутимо горький «Пришелец») – именно, что свет и добро; честное, настоящее, от сердца, без расчёта. Новый фильм – сказка; в прямом и в переносном смысле:
на просмотре часто звучащая издевательски фраза «в сказку попал» обретает неироничный смысл.
3. «Туда» Ивана Петухова
Второй полный метр Ивана Петухова; первый – «Сёстры» – был хоррором, новый фильм – романтическая комедия. Не раз писал, что отношение к ромкомам зависит от отношения к героям и исполнителям ролей;
тут идеальный дуэт – Ирина Старшенбаум и Пётр Фёдоров;
что бы ни делали, смотреть по кайфу. То, что героя Фёдорова зовут Вадимом – бонус, но и с любым другим именем было бы класс.
4. «Отель «Онегин» Ирины Евтеевой
Лёгкое, забавное, волшебное путешествие по пушкинским местам и произведениям, придуманное Ириной Евтеевой, одним из важнейших режиссёров анимационного кино.
Люди из плоти на экране тоже есть; кажется, «Отель» стал последним фильмом великого петербуржца Сергея Дрейдена.
Лучший комплимент фильму подслушал после пресс-показа от малолетней хейтерши фильма: «Будто кислотой накормили». Визуальную магию «Онегина» лучше не описать.
5. «Почтарь» Андрея Разенкова
Да, архаика – будто советское кино смотришь; но цепляет; и деревенский дурачок, заглавный герой Александра Петрова (по мне, лучшая на сегодня его роль), что хочет делать благо, но причиняет боль – персонаж из вселенной Триера.