Девушка ищет отца


Вадим Рутковский
13 апреля 2023

В прокате – «Возвращение в Сеул», кинороман французского режиссёра с камбоджийскими корнями Дэйви Шу, участник каннского «Особого взгляда»

Героиня Пак Чи-мин, французской художницы и отличной актрисы-дебютантки, тратит каникулы на поездку в Корею, где живут её биологические родители. Короткая встреча с роднёй и страной растягивается на годы – что не мешает фильму оставаться бодрым, и, хоть и не весёлым, но безусловно позитивным.


В «Возвращении в Сеул» есть слёзы, горечь, переживание глубинной – прости господи, экзистенциальной – неустроенности, есть метания и томления, бюрократия и бытовые ссоры, но нет надрыва и тоски.

Появление фильма в российских кинотеатрах – приятный сюрприз:

кажется, зачем купили, кто пойдёт? Звёзд нет (да и на звёзд сейчас не особо ходят), режиссёр (чью камбоджийскую фамилию Чоу у нас транскрибируют на френч лад как Шу) – классный, но исключительно фестивальный. Видимо, зацепила витальная энергия – валюта виртуальная, но мировая.


И выросшая во Франции кореянка по крови Фредерик Бенуа, можно просто Фредди – девушка витальная, легко сходится с людьми; в первый же сеульский день находит подругу – прямо у стойки в отеле; вовлекает в вечернюю попойку все компании, оказавшиеся в том же баре в тот же час; просыпается не одна, а с местным юношей. Имя Фредди при рождении – Ён Хи; и если Фредди по-французски радостно легкомысленна, то Ён Хи несчастна; лёгкость бытия для неё временами становится невыносимой; и поиск биологических родителей превращается в наваждение – но идеального европейского бойфренда Максима (Йоанн Циммер) Фредди готова забыть по щелчку пальцев, зато с найденным в тиндере папиком (Луи-До де Ланкесэ), напротив, устанавливает достаточно прочные дружески-деловые отношения. Соткана, как говорится, из противоречий – благодатного материала для живого, порывистого фильма.

«Возвращение в Сеул» – фильм-портрет, в котором этнография и социология – важный, но всё же только фон;

и оператор Тома Фавель не столько снимает экзотический дождливо-неоновый город, сколько визуализирует внутренний мир Фредди.


Корея – патриархальна: здесь дурной тон наливать соджу себе: оскорбительно, мол, для собутыльников. Здесь мужчины «общаются волнами печали» и в любой момент готовы включить собственника – как новообретённый родной отец (О Кван-Рок), которого лишняя стопка делает истеричным хозяином, или тот самый молодой человек в гостиничном номере: для парня свидание на одну ночь – повод, хныкая, заговорить о долгих серьёзных отношениях. Здесь старуха на улице запросто нахамит – «куда прёшь?», что не мешает той же старухе оказаться доброй соседкой, угощающей выращенными на крыше редькой и перцем.

Отношения Фредди – образованной, свободной, эгоистичной – с корейским отцом, работягой, который в постиндустриальном обществе обречён чинить кондиционеры, изначально наполнены неловкостью – как в книгах Анни Эрно, выпавшей из мещанской родительской среды.

Да и приёмную мать Фредди, кажется, стыдится – тоже не богема, средний-средний класс со своими твердокаменными условностями, от которых героиня бежит. «Возвращение в Сеул» – портрет в движении.


Но не только портрет;

это ещё и кинороман, формат, особо ценимый Каннским фестивалем,

где в 2022-м прошла премьера фильма. Камерный, но эпос, действие которого начинается в 2013-м и обрывается в 2021-м. Интересный человек и течение времени – беспроигрышные составляющие интересного фильма.