Папа Карл


Леонид Александровский
8 января 2018

В Лондоне открылся новый театр, его крещение прошло «Молодым Марксом»: драма о гуляке и буревестнике коммунизма – на подмостках у Тауэрского моста и в кинотеатрах России

Проект TheatreHD продолжает поставлять ко двору российского зрителя свежайшие лондонские премьеры. На очереди – дебютная постановка Николаса Хитнера в The Bridge Theatre.

Присутствовать при рождении нового театра – волнующий опыт. Тем более, если театр открывается в Лондоне, где новых крупных игроков на театральной арене не появлялось несколько десятилетий. И тем более если «девелоперами» нового начинания выступают театральные деятели, обладающие колоссальным опытом и четком пониманием того, зачем они затеяли новый проект и как сделать его успешным.

The Bridge Theatre, открывшийся 18 октября премьерой новой пьесы «Молодой Маркс», – детище бывшего директора Национального театра Ника Старра и его экс-худрука Николаса Хитнера, которые, собственно, и покинули самую престижную сценическую площадку Великобритании ради нового рискового начинания.


The Bridge Theatre отстроили с нуля совсем рядом с Тауэрским мостом, в честь которого он и получил свое имя. Выглядит там все по-настоящему круто и модно.

Сцена сконструирована по всем законам сегодняшнего протеистического театра и способна, меняя очертания, следовать за любыми пластическими изощрениями режиссерской мысли (например, выдвигаться в публику, отменяяя партер и по-глобусовски превращая зрителей в толпу миманса).

Фойе напоминает ретро-футуристический ангар. Географическая позиция «Бриджа» внутри лондонского театрального пейзажа тоже вполне символична: вдали от Вест-Энда, зато рядом с Национальным и неподалеку от «Глобуса».


Локация эта отчетливо рифмуется с философией новой сценической площадки, провозглашенной Хитнером: делать театр одновременно эстетский и развлекательный, попробовать совместить дерзость, актуальность и бесстрашие театров-лабораторий вроде Almeida и Royal Court (субсидируемых, как мы любим, различными госпрограммами вроде Арт-совета Англии и Британской национальной лотереи) и коммерческую привлекательность того же Национального.

«Молодой Маркс», в этом смысле, – идеальная дебютная премьера бэби-театра, страйковый пробный шар, со свистом обкатавший хитнеровскую философию на публике и идеально подошедший на роль программного заявления.


Во-первых, это новая пьеса; более того, пьеса, заказанная специально к премьере и заточенная под главную звезду постановки – Рори Киннера (до такой степени, что в текст пьесы наглым образом вставлены намеки на известные работы актера, вроде сериала Penny Dreadful). Во-вторых, открытие театра и первые премьерные спектакли пришлись ровно на те месяцы, в течение которых британское общество «болело» столетним юбилеем русской революции, а каменная башка ее духовного праотца на Хайгейтском кладбище вновь превратилось в hot ticket культурного паломничества . Двойственность эстетической программы «Бридж-театра» забавным образом отражена и в дуэтном авторстве «Маркса». Соавтор N1 – Ричард Бин, психолог по образованию, ветеран «Ройял-корта» и автор одного из самых громких хитов Национального периода хитнеровского правления – комедии «Один слуга, два господина». Соавтор N2 – бывший адвокат, автор радио- и телеситкомов Клайв Коулман.

Сотворчество психолога и адвоката сыграло ключевую роль в создании образа молодого буревестника коммунизма, который в интерпретации драматургов предстал не только искрометным интеллектуальным гением, но и бесшабашным, склонным к промискуитету пропойцей и гулякой.

При этом, бурлескная оболочка спектакля по-хитнеровски хитро уравновешивается стремлением команды создателей к фактологической, эмоциональной и даже физиологической правдивости заглавного образа.


Да, молодой Карл Маркс был часто невнимателен к жене, которая, даром что дворянка – Женни фон Вестфален! – и сестра прусского министра, не убоялась отправиться вслед за супругом в изгнание и нянчить детей в двухкомнатной меблирашке в Сохо, в холоде и голоде.

Да, он пытался заложить фамильное серебро Женни; да, его вызывал на дуэль ее давний обожатель. И да, автор «Капитала» страдал известной хворью тучных еврейских мужчин, ведущих сидячий образ жизни, а именно – чрезвычайно болезненными чирьями.

Есть мнение, что именно чирьи не дали гениальному политэконому закончить второй том «Капитала» (также существует мнение, что этому помешали лень и пьянство). О том, прятался ли идейно неблагонадежный иммигрант от лондонских бобби в чулане, история, вероятно, умалчивает.


Забористая, на грани водевильности – чего стоит хотя бы концертный номер дуэта Маркс-Энгельс под музыку бетховеновской «Оды к радости»! – дебютная премьера The Bridge Theatre отмечена и другими родовыми чертами хитнеровского блокбастера.

Сценография, центром которой выступает TARDIS-образный куб, напичканный интерьерами сцен и увенчанный панорамой лондонских крыш, великолепна. Оливер Крис-Энгельс и Нэнси Кэрролл-Женни, игравшие в Национальном в «Одном слуге, двух господах» и «Судье», соответственно (обе постановки были показаны в рамках проекта TheatreHD), блестяще маневрируют промеж бравурности подачи и пронзительности подразумеваемых обстоятельств. Про Рори Киннира и говорить нечего – этот большой артист и гений перевоплощения может сыграть что угодно и, действительно, как две капли воды похож на молодого Маркса. С новым театром, Лондон! Шампанское о борт!