Новое русское


Вадим Рутковский
10 сентября 2021

В насыщенном российском прокате встречаются фантасмагория Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», комедия Максима Свешникова «Нефутбол» и эротический триллер Ольги Акатьевой «Соври мне правду»

Три разительно непохожих друг на друга фильма подпитывают патриотизм: широко отечественное кино, много в нём лесов, полей, рек, жанров и способов устанавливать диалог со зрителем


«Нефутбол» в тройке самый прямолинейный: комедия о пути женской любительской команды в профессиональный спорт сделана по проверенным лекалам Голливуда (там чаще про бейсбол, соккер не котируется, но не суть). Найдёт ли Даня Белых (Любовь Аксёнова), капитан переживающего тяжёлые времена «Изумруда-Металлурга», общий язык с новым тренером Пановым (Егор Корешков), обладателем дурной репутации летуна с убитой карьерой? Выручат ли Даню подружки детства, давно забывшие про мяч, когда всех более-менее сносных футболисток «Изумруда» перетянет зажиточная «Кубаночка»? 

Как сложатся решающие игры чемпионата? 

Ответить на эти вопросы можно и без похода в кино. 


Но упрекать «Нефутбол» в предсказуемости – всё равно, что критиковать разные виды бургеров за то, что в каждом основной – мясная котлета. 

Это здоровая предсказуемость классики жанра; в «Нефутболе» её уравновешивают большие артисты и маленькие детали, вдыхающие в стандарт жизнь. 


Кота Дани зовут Зизу. Старый тренер Палыч (Роман Мадянов), прежде чем войти в раздевалку, предупредительно интересуется: «Голые есть?»

Против всех ведущих к синякам ударов судьбы беспроигрышно работает одно средство: «Троксевазином помажь».

У каждой героини памятное прозвище и памятная история. И место действия – Таганрог – «неизбитый» город. Сильно мешает фильму только музыкальное, так сказать, сопровождение: на каждый (буквально на каждый!) эпизод приходится по песне. Задабривают так зрителя; и всё бы ничего, но выбор треков кажется малоосмысленным; только раз получилось остроумно – «Лето звёздное» Пугачёвой на сцене в обезьяннике, куда после драки в кабаке угодили девчонки с меткими кулаками.


Если «Нефутбол» – азбука, букварь, то «Петровы в гриппе» – словарь Даля, БСЭ; экранизация популярного романа Алексея Сальникова – кино повышенной образности;

даже когда почти новогодний «Голубой огонёк», то «Огонёк» дурманяще сюрреалистический, с оливье на псилоцибинах. 


Хотя и точки пересечения с демократичным «Нефутболом» есть. По линии Хаски: он появляется в эпизоде «Петровых» и звучит в саундтреке «Нефутбола». И месту действия – не-Москве: в «Петровых» это Екатеринбург. Я подробно писал о фильме Серебренникова летом, после премьеры на Каннском фестивале, не стану сейчас повторяться, замечу только – для тех, кто ждёт короткой оценки – что не зная первоисточник,

в мире Петровых, инфицированных вызывающим галлюцинации гриппом, легко заблудиться.


Роман, где слово, оброненное на пятой странице, может эхом отозваться на сотой, а в невзрачной, насильственно приукрашенной клюквенной кровью современности проступают остовы античной мифологии, сопротивляется экранизации. 

И хорошо было бы книгу переломать, придумать по её мотивам своё, другое, но Серебренников идёт по тексту без особых зигзагов. 

Сальникову, сообщили в новостях, фильм понравился. Ну, он знал про что кино.


«Соври мне правду» ценен уже жанром, не то, чтобы сильно распространённом в смущённом цензурными отграничениями российском кино. 

Это эротический триллер – не того образца, где ножи для колки льда, а того, где источник напряжения – извращённо изощрённые психологические игрища. 

В данном случае их ведут две шалуньи-сестрички (Дарья Мельникова и Елизавета Кононова), встретившиеся на территории уединённого загородного дома. 


Камерная история на четверых артистов (мужская половина «чёрного квадрата» – Евгений Романцов и Павел Прилучный) пользуется вокабуляром салонных европейских психодрам:

иногда это почти «Китайская рулетка», адаптированная для слушателей HitFM;

как минимум, не скучно. 


Только желание сделать «как в лучших домах» чрезмерное:

трудно всерьёз переживать за героев, которые даже на пикник отправляются будто на суаре.

Но, повторюсь, отрадно, что такой робко имморальный фильм вообще появился; уравновешивает кино о подвигах русских офицерах в Сирии (они не выдумка, уже на подходе, рекламируются трейлером перед «Соври мне правду»).