Историческая объективность


Вадим Рутковский
19 ноября 2024

В кинотеатрах – биография легендарного фотографа Ли Миллер «Великая», режиссёрский дебют выдающегося американского оператора Эллен Кюрас

Оригинальное название фильма – просто Lee, по имени героини; будем считать, что в русском варианте оно тоже присутствует – «веЛИкая»; а само определение справедливо отнести и к Ли, и к сыгравшей её Кейт Уинслет


В 1976-м Ли, уже пожилая, но всё ещё крепкая дама – стакан с виски в руке не дрожит – принимает несколько загадочного гостя,

молодого интервьюера (Джош О'Коннор), предлагающего пройтись по жизненным вехам в примерно хронологическом порядке. Прологом фильма идут кадры Второй мировой войны – Ли с фотоаппаратом на передовой, под огнём; но воспоминания героиня начинаются с солнечных и относительно безмятежных 1930-х, когда дурного клоуна Гитлера ещё никто не воспринимал всерьёз, а сама Ли, богемная модель, ещё не помышляла о профессии «фоторепортёр» и нежилась в компании друзей на юге Франции. Где и познакомилась с будущим мужем, истинно британским джентльменом, художником и писателем Роландом Пенроузом (Александр Скарсгор).


Он – первый в галерее замечательных людей в судьбе Миллер: Кюрас собирает эту галерею не пунктирно, с очевидным удовольствием, давая каждому персонажу объём.

«Великая» избегает главной опасности, грозящей любому байопику – превратиться в музей восковых фигур, кладбище легенд.

Тут все легенды – дышат, чувствуют и боль, и кайф: начиная с самой Миллер. Редактор британского Vogue Одри Уизерс (Андреа Райзборо), ближайший друг и коллега-фронтовик Дэйви Шерман (Энди Сэмберг), прошедшая ад концлагерей французская подруга, фэшн-редактор Vogue Соланж д'Айен (Марион Котийар), чета Элюаров, Поль и его жена Нуш (Венсан Коломб и Ноэми Мерлан)... Все, независимо от количества отведённых экранных минут, остаются живыми; не теряются в калейдоскопе и не блекнут в тени заглавной героини.


Ли в любви, дружбе и на войне – содержание зрелого режиссёрского дебюта Эллен Кюрас (прежде она не раз работала режиссёром на телесериалах, но это не считается), оператора Спайка Ли, Мэри Харрон, Мишеля Гондри (свой фильм она доверила Павлу Эдельману, постоянному оператору Романа Поланского, знающему толк в изображении и дворцов, и лагерей). Случайно или нет, героиней первого кинофильма Кюрас стала женщина с камерой в руках;

но экранная Ли вышла такой крутой, что походить на неё и идентифицировать себя с ней могут не только операторы и фотографы; и не только женщины – Кейт Уинслет играет, в общем, образцового человека.

Ум, сексуальность, храбрость, профессионализм, достоинство, бла-бла-бла – это понятно, это по умолчанию. А если копнуть чуть глубже, откроется самое важное качество – joie de vivre, умение наслаждаться всем сущим. Качество, роднящее Миллер и фильм о ней.


Если разобраться, в микрокосме «Великой» нет мерзавцев, нет плохих людей (Гитлер – за кадром; в кадре – только его ванна, где Ли сделала легендарный автопортрет, что Кюрас азартно реконструирует); разве что Сесил Битон (Сэмюэл Барнетт) грешит завистью-ревностью, но это пустяки, дело житейское.

Понимаю, что «радость жизни» – далеко не первое, что, кажется, следует искать в фильме, полном дискомфортных эпизодов;

горчит даже победа, после которой толпа озверевших французских обывателей травит девушек, которым не посчастливилось влюбиться в немецких оккупантов. Однако так; даже финал, выглядящий данью «повестке», требующей везде искать неизжитый травматический опыт, не смог эту радость отменить.

Санкт-Петербург
10 декабря, вторник
«Кино&Театр» в Англетере
14:10 300 ₽
Иннополис
10 декабря, вторник
«Кино&Театр» в Иннополисе
16:10 250 ₽