Где куклы так похожи на людей


Вадим Рутковский
14 апреля 2022

В кинотеатрах страны – спектакль Тимура Бекмамбетова в Театре Наций «Ходжа Насреддин». В нём влюблённые воссоединяются после разлуки, а тирана отправляют на тот свет: сказка, мечты сбываются

Роли марионеток озвучивают звёзды: голосом Константина Хабенского говорит Насреддин, голосом Евгения Миронова – Ишак, романтические героини отданы Чулпан Хаматовой и Елизавете Боярской. «Ходжа» – часть проекта «Золотая Маска в кино».


Мы говорим: «Тимур Бекмамбетов» – подразумеваем кино. Кино исполинское размашистое – и это не только дилогия о ночном и дневном дозорах, голливудский блокбастер «Особо опасен», народная франшиза «Ёлки» или прошлогодний военно-исторический экшн «Девятаев». Размах – уже в дебютном «Пешаварском вальсе» о войне в Афгане, в первом малобюджетном американском опыте «Гладиатрикс», да даже и в серии рекламных роликов банка «Империал», отдельной главе в истории отечественной рекламы. Бекмамбетов превратил в большое кино компьютерный монитор и экран смартфона, изобретя новую форму – скринлайф. И вот в начале прошлого года этот же человек выпустил на Малой сцене Театра Наций кукольный спектакль о легендарном герое восточного фольклора, плуте-философе Ходже Насреддине:

сказать «сюрприз», значит, ничего не сказать.


Да, сопостановщиком спектакля, художником и автором кукол стала Анна Викторова, худрук петербургского театра «Кукольный формат», соавтором пьесы выступил Ильгиз Зайниев, руководитель казанского театра «Экият» (его исторический хоррор «Люди» в этом году соревнуется с «Ходжой Насреддином» за «Золотую Маску»), и перед началом кинопоказа Сергей Епишев рассказывает о дружбе и работе Бекмамбетова с великим грузинским кукольником Резо Габриадзе – факт, о котором молчит даже Википедия.

И всё же – удивительный зигзаг. Да, зигзаг удачи – как всё в биографии Бекмамбетова.


«Золотая Маска в кино» – совместный проект фестиваля «Золотая Маска» (у «Ходжи Насреддина» – четыре номинации на одноимённую премию) и TheatreHD; благодаря ему, важные спектакли столичных театров оказываются доступны зрителям, живущим в сколь угодно отдалённом от Москвы регионе России.

С «Ходжой» история особая; рискну предположить, что и москвичи могут выиграть от похода на этот спектакль в кино.

Дело в том, что «заняты» в нём маленькие куклы-марионетки, которых даже из первого театрального ряда не рассмотреть так подробно, как на экране. Плюс киноверсия «Ходжи» позволяет менять точку зрения – приключения Насреддина, его друзей и врагов открываются с разных ракурсов; опыт, невозможный в театральном зале. И построен спектакль наподобие широкоэкранного фильма: действие разворачивается на бесконечной метафорической дороге (миниатюрная сцена плавно движется наподобие конвейерной ленты) – в длинном проёме, сверху и снизу ограниченном занавесом с ориентальными орнаментами. Орнамент может превращаться в звёздное небо – чисто театральное чудо.


О Насреддине сложены сотни, если не тысячи баек, анекдотов, притч и сказок; Бекмамбетов и Зайниев лукаво и изящно переплетают в своей «пьесе о свободе, любви и правах человека» (то есть, обо всём, чего катастрофически не хватает ледяной весной 2022-го) все главные мотивы мифа Ходжи Насреддина.

Это и философская комедия, в самом начале которой хитрость вольнодумца и мастера словесных игр Насреддина даёт свободу говорящему Ишаку. Робкого мечтателя, способного на отчаянную смелость, озвучивает Евгений Миронов; и спектакль, не похожий ни на одну другую постановку Театра Наций, становится одной из глав того разговора о вариантах сохранения свободы в сложных условиях, что театр ведёт своими драматическими работами.


Это и романтическая сказка: любимой женщине Насреддина Махаббат (Чулпан Хаматова) и гордой Кобылице (Елизавета Боярская), предмету воздыханий Ишака, отдано не так много сценического времени, однако язык не повернётся назвать их второплановыми героинями. Это и политическая притча, в которой роль кровавого тирана Тимура отдана штатному злодею Театра Наций Виктору Вержбицкому, эфэсбэшному кукловоду из богомоловского «Мудреца» и Воланду в «Мастере и Маргарите»; более, чем справедливо – именно «Ночной дозор» Бекмамбетова открыл когда-то в артисте тёмную завулоновскую сторону.

А Насреддин и его не боится – прекрасная театральная реальность.