Европарк культуры и отдыха


Вадим Рутковский
5 марта 2021

Эпическое кинособытие весны – онлайн-фестиваль европейского кино на okko.tv. Завершающий гид в помощь – чтобы не попустить ничего

Третий фестивальный гид – о жанровом кино: для тех, кто не прочь поплакать, посмеяться и побояться.


Самый экзотический участник фестиваля европейского кино – хоррор на мальтийском языке «Плакучий дом в Кале» (The Weeping House of Qala)Кала – старинная деревня на мальтийском острове Гоцо, место, притягательное своей архаичной красотой; здесь когда-то жила женщина по имени Эмили Эдевейне, оставленная мужем с тремя детьми на руках. Спустя сорок лет одержимый охотой за призраками документалист Аарон собирает съёмочную группу и отваживается проникнуть в пустующий дом...


Живописный фильм ужасов снят по канонам жанра –

и нет ничего эффектнее классики: внезапно гаснущего света и самопроизвольно загорающихся свечей,

волчка, пущенного невидимой рукой, и скрипа половиц, раздающегося, когда пробуждаются привидения. Достойный образец жанрового кинематографа Мальты – островного государства в Средиземном море, гордящегося своей обретённой в 1964-м году независимостью. На Мальте часто снимаются голливудские проекты с международными звёздами, но и свои звёзды здесь есть – например, Марк Донео, поставивший «Плакучий дом» и сыгравший в нём роль хваткого продюсера.


«Клуб уродливых детей» (De club van lelijke kinderen) – азартная социально-приключенческая фантастика из Нидерландов; семейный фильм с антитоталитарным посылом. Президент-диктатор решил очистить страну от всех страшненьких детей: под видом «школьной поездки» всех, кто лицом не вышел, отправляют в лагерь. Пауль, чьи оттопыренные уши обрекают его стать жертвой чистильщиков, сбегает, но домой возврата нет: отец Пауля – звезда государственного телевидения, который ни за что не рискнёт подвергнуть критике политику правящей клики. И Пауль находит приют у одноклассницы; вместе они создают в интернете Клуб уродливых детей, быстро вырастающий в настоящее освободительное движение...


Детская книга, ставшая основой и пьесы, и мюзикла, и фильма – сказка-ложь, но с намёком-уроком для подрастающих добрых молодцев. 

Уроком свободы, преподанным так умело, что от экрана не оторваться – без всякого принуждения.


«Письма из Антарктиды» (Letters from Antarctica) болгарина Станислава Дончева – величественная мелодрама о боли, детстве и фантазии – прямо в сердце. «Дорогой Ники, я подружился с семейством пингвинов и назвал одного пингвинёнка в твою честь». Это – фрагмент из письма отца, пришедшего маленькому Ники вместе с посылкой чудесных антарктических подарков, где и морской бинокль, и тёплые перчатки из кожи морского льва. Вот только на самом деле папы у Ники нет, это мать Мария делать всё возможное и невозможное, чтобы скрыть от мальчика печальную правду – и придумывает целую параллельную вселенную, в которой отец-герой жив и трудится в антарктической экспедиции...

Мастерски поставленная и трепетно сыгранная мелодрама; кино, на котором не стыдно, а вполне естественно всплакнуть. 

Не от дешёвого умиления, а от искренности.


Германия представляет бурлеск о необыкновенной дружбе и асоциальном поведении «Стой на месте» (Stillstehen) Элизы Мишто. Юлия – девушка, которая никогда не снимает перчаток (действие происходит за год до пандемии). И это далеко не единственная странность в её поведении: для Юлии закон не писан буквально, она – ходячая угроза благопристойному обществу. Общество с этим мириться не желает и в лице доктора-психиатра (великий театральный актёр Мартин Вуттке) прописывает Юлии медикаментозное лечение. Задача исполнения врачебных предписаний возложена на насколько красивую, настолько и скромную медсестру Катрин. Кто бы мог подумать, что молодые женщины сойдутся, как лёд и пламя...


Озорная комедия на новый лад размышляет на вечную тему – об индивидуальной свободе и обществе. 

Бонус для меломанов: саундтрек к фильму написал культовый берлинский музыкант-электронщик Саша Ринг, известный под псевдонимом Apparat.


Самая радикальная комедия фестиваля (а то и всего года) – «Клоун навсегда» (Klovn the Final) Миккеля Норгора с самым беззастенчивым комиком Дании Фрэнком Хвамом – в роли Фрэнка Хвама.


50 лет – незаурядная дата; такой юбилей требует ответственного подхода. Свой полтинник Фрэнк (Фрэнк Хвам) решает провести, приняв предложение закадычного друга Каспера (Каспер Кристенсен) – отправиться в Исландию. 

Путешествие не удастся на славу: небеса содрогнутся от хохота...

«Клоун» – уже легендарный датский телесериал, стартовавший в 2005-м году; первый кинофильм о Фрэнке Хваме и его сексуально озабоченном кореше Каспере вышел в 2010- м году, новый фильм в оригинале носит подзаголовок «The Final», то есть, последний, но высока вероятность, что этот клоун к нам ещё вернётся. Во всяком случае, хотелось бы: сегодня такие наглые и некорректные комедии – на вес золота. Особую пикантность разнузданным событиям фильма придаёт то, что его авторы и герои шутят, сохраняя серьёзность лиц и беззастенчиво пародируя псевдодокументальный стиль Ларса фон Триера.


«Обычное место» (Nowhere Special) Уберто Пазолини – высокая мелодрама про истинную близость. Джон (Джеймс Нортон) – обычный парень лет тридцати пяти, работает мойщиком окон, как может растит сына: мать-кукушку уже и не вспомнить. Но и в 35 ты не застрахован от смертельного недуга: дни Джона сочтены. Прежде, чем покинуть этот нелёгкий мир, он должен найти трёхлетнему Майклу новую приёмную семью...


Уберто Пазолини, автор этой щемящей картины, открытой Венецианским кинофестивалем, родился в Риме, но успешно работает в англоязычном мире; среди его продюсерских работ – хитовый «Мужской стриптиз». События нового фильма разворачиваются в Северной Ирландии, однако могли произойти где угодно:

боль и любовь – то, что не требует перевода.

Гость из Латвии – «Хомо новус» (Homo Novus) Анны Видулеи – весёлый ретро-эпос о приключениях молодого художника в Риге накануне Второй мировой. Тысяча девятьсот тридцать загадочный год – точную дату заменяет многоточие, однако опознать время не составит труда: относительно мирное десятилетие клонится к закату. На главный вокзал Риги приходят два поезда: один привозит из Парижа наследника миллионного состояния, другой, из Даугавпилса – полунищего начинающего художника с тюками и обшарпанным чемоданом в руках. Художника зовут Юрис Упенайс, его столкновение с богатеем приводит к судьбоносным знакомствам, с которых неробкий провинциал начинает покорение арт-олимпа...


Экранизация классика латышской литературы, эмигранта и денди Аншлавса Эглитиса, выпустившего «Хомо новус» на родине в 1944-м, накануне отъезда в Берлин. Суровость лет, в которые создавался роман, не помешала его лёгкости, которую изящно перенесла на экран дебютантка Анна Видулея. В главной роли – новая звезда латышского кино Игорь Шелеговский, актёр с рэпом в бэкграунде. 

Бонус для театралов: практически все ключевые роли в фильме играют артисты Нового Рижского театра, любимые в России за спектакли Алвиса Херманиса.

«Собственники» (Vlastníci) чеха Иржи Гавелки – уморительная сатирическая комедия на очень знакомые темы. Не только коммунальные, но и кинематографические. Трубы, которые вот-вот лопнут, прохудившаяся крыша, система, требующая незамедлительного капремонта – господи, какие скучные сюжеты обсуждают на заседании ассоциации домовладельцев. Многие сталкивались с подобными прениями и вряд ли вспомнят о них с улыбкой. Но посмотрите со стороны: это смешно. Очень смешно. До слёз...


Режиссёрский дебют актёра и сценариста Иржи Гавелки делает из полуторачасового общения жильцов в замкнутом пространстве крутую панорамную комедию, в которой всё и про быт, и про глобальное устройство общества. Почти точь-в-точь, как Эльдар Рязанов, разглядевший космос в собрании членов гаражного кооператива. 

Говорят, что невозможно экранизировать телефонную книгу – Рязанов в «Гараже» и его молодой чешский последователь в «Собственниках» совершили ещё больший подвиг.

Из Кипра прибыл «Зал ожидания» (Waiting Room) Александра Леонтаритиса, Хоррор-триллер в причудливом замкнутом пространстве и лабиринтах памяти.


Пять незнакомцев просыпаются в заброшенном бункере:

как они очутились в этом странном месте, не помнит никто, да и о себе каждый из потерпевших от загадочного ожесточённого воздействия помнит крайне немного. И, кажется, что смерть – самый лёгкий, если не единственный способ выбраться из тёмного лабиринта...


Зачин «Зала ожидания» напоминает хоррор-культ «Пила», положивший начало целой франшизе и вызвавший десятки подражаний. Однако фильм-сюрприз с Кипра не занимается плагиатом; он оригинален и остроумен, напряжение, которое он создаёт, приковывает к экрану,

зловещая атмосфера проникает в сны.


«Адвокат» (Advokatas) Ромаса Забараускаса – литовское упражнение на тему «цинизм и любовь, которая нечаянно нагрянет». Мариус – корпоративный юрист, для которого жизнь всегда была забавами полна. Перелом наступил после смерти отца: Мариус узнал, что такое печаль. А вскоре и что такое любовь – когда встретился с сирийским беженцем Али... Одиночество и отчуждение – насколько важные, настолько и безрадостные темы, однако Ромас Забараускас («Мы будем бунтовать») оборачивает их в яркий и отнюдь не депрессивный фильм. 

Бонус для российского зрителя: в главной женской роли – прекрасная Дарья Екамасова, звезда фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».


«Штраф» (Πρόστιμο) Фокиона Богриса – нео-нуар с мужскими характерами; брутальное кино из Греции. Вангелис был бы рад жить в ладу с законом, но когда твоя биография запятнана судимостью, найти честную работу непросто. И Вангелис промышляет торговлей травой. Соседи грозятся сдать его полиции – и Вангелис укрывается в доме сестры, бойфренд которой, брутальный Петрос, как на грех, заправляет преступным сообществом южных окраин... Статис Стамулакатос в роли Петроса – ураган, Вагелис Евангелинос в роли Вангелиса – штиль. За бытовой криминальной новеллой – столкновение миров.