DAU в законе


Вадим Рутковский
16 февраля 2020

20 февраля открывается 70-й кинофестиваль в Берлине. В конкурсе – «DAU Наташа», часть эпопеи о вымышленном советском институте, где царили учёные и кровавая гебня

Юбилейный Берлинале проходит в сложных бытовых условиях и при новом кураторе – экс-худруке Локарно Карло Шатриане.


Юбилей получается не слишком праздничным: закрылся гигантский мультиплекс CineStar в комплексе Sony, и пока непонятно, как фестиваль справился с программированием нескольких сотен фильмов. 

Непонятно, и как строить расписание: то ли из экономии (говорят, Берлинале лишился пары влиятельных спонсоров), то ли из-за происков дьявола, но фестиваль отказался от приложения для мобильных устройств. Такое, вообще-то, есть у каждого крупного киносмотра – часто чисто для реноме; практической пользы у Каннского app'а, например, никакой. Но в Берлине удобное и работающее без интернета приложение было единственной возможностью планировать свой график просмотров. Показов – уйма, сайт – громоздкий, единого печатного гида нет, у каждой программы – свой; можно, конечно, обложиться буклетами и рисовать графики, но на это и всю жизнь можно положить; непозволительная роскошь.


Немыслимый большинством других фестивалей вал фильмов на Берлинале обеспечивают «Панорама», «Форум» и «Поколение». Три – внимание! – формально параллельные (но финансируемые из фестивального бюджета) программы, на содержание которых Карло Шатриан никак не влияет. То, за что можно хвалить или винить его, укладывается в конкурс (основной и короткого метра), новую соревновательную секцию «Встречи» (Encounters), ретроспективы и внеконкурсную секцию Berlinale Special (Шатриан избавился от многолетнего абсурда, когда часть фильмов, включённых в конкурсную программу, показывалась вне конкурса; так и писали везде, сводя нормальных людей с ума «Конкурс/Вне конкурса»). 

Оценивать заранее «Панораму» и «Форум» не берусь; если повезёт, в гигантских эклектичных подборках попадётся что-то приличное. 

Год назад новый куратор Пас Лазаро сделала «Панораму» более-менее вменяемой; в этом году программой заведует другой человек, Михаэль Штютц; что вышло у него, покажет время (на фото – кадр из документального фильма к 60-летию со дня рождения Кристофа Шлингензифа).


«Форум» последних лет изрядно скомпрометировал саму идею независимого экспериментального кино, 

набивая программу случайными и с трудом выносимыми фильмами – набором фестивальных штампов. Но и здесь встречаются интригующие названия: я очень жду «Прилив красной Луны» (Lúa vermella; Red Moon Tide) галисийца Луиса Патиньо и дебют Марии Игнатенко «Город уснул» с Вадиком Королёвым из OQJAV в главной роли.


Конкурс и эстетские «Встречи», в которых участвует документальный фильм нашего соотечественника Виктора Косаковского «Гунда» (про прекрасную свинью и её друзей-животных, видимо, обречённых людьми на съедение), заочно выглядят интересно;

есть все основания полагать, что Шатриан избавился от проходных, никчёмных фильмов, которые его предшественник Дитер Косслик брал исключительно из-за «актуальной» темы.


Хотя не без преемственности:

по алфавиту список конкурсантов открывает «Берлин, Александерплац»,

трёхчасовой фильм Бурхана Курбани, чья довольно слабая «Шахада» участвовала в конкурсе Берлинале 10 лет назад, при Косслике (следующий фильм Курбани «Мы молоды. Мы сильны» – о неонацистском бунте в восточногерманском Ростоке – был очень хорош; на новый «Берлин» есть надежда). Другой борющийся за «Золотого медведя» немец – Кристиан Петцольд с «Ундиной» – и англичанка Салли Поттер, чьи «Неизбранные дороги» (The Roads Not Taken) выйдут в России вскоре после Берлинале, тоже из привычного берлинского пула.


Относительно неизвестных имён – за исключением аргентинки Наталии Меты и итальянских братьев Д'Инноченцо – в конкурсе нет (а дебютантов нет и вовсе). Это, конечно, не супер; но список режиссёров-конкурсантов ласкает синефильский глаз: Цай Миньлян, Абель Феррара, Филипп Гаррель, Мохаммад Расулоф, Хон Сансу, Делепин и Керверн, Рити Пан, Келли Райхардт, Элиза Хиттмен. Главное же (не только для нас) событие конкурса – «DAU Наташа», фигурировавшая в киносегменте мультидисциплинарного проекта Ильи Хржановского как «DAU 12»; под таким названием я видел прежнюю монтажную версию в Париже (подробно – здесь). Шатриан взял в официальную программу два DAU-фильма: вне конкурса покажут шестичасовую 13-ю часть «Дегенерация». Таким образом, Шатриан легализует фильмы из вселенной DAU именно в качестве фильмов. Что даже несколько противоречит первоначальным установкам авторов: после парижской премьеры создатели проекта упрямо отказывались называть DAU кино;

всё, теперь не отпереться; DAU – кино, да ещё какое!


Гадать, получит ли «Наташа» приз, не буду: 

жюри возглавляет британский актёр Джереми Айронс, а душа актёра – потёмки. 

В пёстрой судейской команде французская актриса Беренис Бежо («Артист»), итальянский актёр Лука Маринелли («Мартин Иден»), немецкий продюсер Беттина Брокемпер, работавшая на всех проектах Ларса фон Триера, начиная с «Догвиля», и три режиссёра – палестинка Аннемари Джасир («По традиции»), бразилец Клебер Мендонса Фильу («Бакурау») и американец Кеннет Лонерган («Манчестер у моря»). О зрительских пристрастиях Айронса неизвестно ничего, но когда-то он играл и в вызывающих, спорных работах – «Ущербе» Луи Маля, «М. Баттерфляй» Дэвида Кроненберга, «Кафке» Стивена Содерберга, «Внутренней империи» Дэвида Линча. Так что, в теории, может оценить смелость и экспериментальность фильма Ильи Хржановского. Стоп – не только Ильи.


Каждый из участвующих в Берлинале DAU-фильмов подписан двумя именами: «Наташа» – Хржановским и Екатериной Эртель, «Дегенерация» – Хржановским и Ильёй Пермяковым. 

Это принципиальная позиция Ильи: официальные соавторы – режиссера монтажа, покорявшие и укрощавшие 700 часов отснятого материала;

по сути, скульпторы, придававшие хаотичной жизни института форму законченных повествовательных произведений.