Королевский бокс


Вадим Рутковский
16 января 2019

«Крид-2», «Две королевы», «Чёрная полоса»: обзор новинок кинопроката

Адонис Крид возвращается, прихватив из прошлого Сталлоне, Лундгрена и Бриджит Нильсен. Мария Стюарт теряет голову – по вине Елизаветы I. Плохой французский полицейский ищет подростка и подозревает всех. Три самых увлекательных фильма недели.

«Крид-2» (Creed II)

Стивен Кейпл-мл., США, 2018


Адонис Крид выигрывает боксерский матч за звание чемпиона мира в тяжёлом весе – малой кровью.

Но чтобы удержать титул, он должен принять вызов украинского «железного человека», бойца Виктора Драго, чей отец Иван когда-то убил отца Адониса Аполло. 

Аполло – соперник и друг Рокки Бальбоа, не главный, но важный герой легендарной франшизы ХХ века. Адонис – родоначальник новой франшизы, запущенной несгибаемым Рокки – Сильвестром Сталлоне – в 2014-м.


Первую часть снимал Райан Куглер, для которого «Крид: Наследие» стал вторым фильмом после огненного плаката «Станция «Фрутвейл». Адаптация к голливудской индустрии прошла успешно – см. «Чёрную пантеру». В «Криде-2» Куглер – продюсер, режиссера же выбрали по тому же принципу, что Куглера: молодой афроамериканец, дебютировавший независимой драмой. Стивен Кейпл-мл. – автор «Земли» (2016), где-то наивной и неуклюжей, но и поэтичной, и энергичной драмы про расово пёструю маленькую банду пацанчиков-скейтеров, после очередного грабежа получивших пакет с таблетками, собственность «кровавой мамы» – рыночной торговки и гангстерши. В «Земле» было феерическое появление Эруки Баду: певица (и, кстати, сопродюсер) сыграла шлюху-наркоманку. Очевидно, Кейпл-мл. знает толк в смачных актерских выходах: «Крид-2» эффектно возвращает Дольфа Лундгрена в роли Ивана Драго и Бриджит Нильсен в роли Людмилы Драго.

«Рокки IV» был вторым фильмом 18-летней датской модели, теперь же Людмила превратилась в спутницу кремлёвских олигархов-силовиков; легко представить эту белокурую бестию под знамёнами «Русской весны».

Хотя до геополитики Стивену Кейплу-мл. и сценаристу Сталлоне дела нет; Россия, где назначается решающая схватка Крида и Драго, уже не вражеская империя зла, а просто гротескная империя из комикса. Украина же по-старинке изображена окраиной, где мечтающий о российских капиталах Драго-старший растит машину-убийцу, гоняя сынка по трущобам Борщаговки и заставляя разгружать цемент.


В «Криде-2» добро и зло конфликтуют уже на изобразительном уровне: Адонис проходит тренировки в лагере на техасских просторах и пускает семь потов под медовыми лучами солнца; цвета Драго – мертвенно бледные, с гнилостной зеленцой. Картинка в «Криде-2» продумана чётко, и новая встреча с героями 1980-х – в радость,

однако вредное же кино!

Ведь что мудрый Бальбоа, что пылающий от ненависти Драго толкают своих подопечных к бесконечному топтанию в прошлом; повторению собственных линий жизни. И дети моих друзей смотрят на то же, что и мы в свои такие далекие 20 лет. Будущее не наступило. В очередной раз.

«Две королевы» (Mary Queen of Scots)

Джози Рурк, Великобритания, 2018


Ещё раз про плен дворцовых интриг:

Мария Стюарт, королева Шотландии и Франции, хочет переговоров с царствующей сестрой, Елизаветой I. Елизавета опасается за корону и, после сомнений, раздумий и апокрифической, почти ирреальной встречей с соперницей, идёт на коварство. Мария Стюарт заканчивает жизнь на плахе – но попадает прямиком в вечность: дебютный фильм Джози Рурк – далеко не первая и точно не последняя версия.


Загадка, что породило этот фильм, кроме продюсерского доверия к проверенным временем сюжетам. Он очень хорошо выглядит – оператор Джон Мэтисон (крутейший профи с клипмейкерским – U2! Madonna! – бэкграундом) и художники постарались в обеспечении визуального доверия. В нем саундтрек великого Макса Рихтера, не работающего на случайных кинопрокатах. В главных ролях – актуальные молодые актрисы, Сирша Ронан – Марии и Марго Робби – Елизаветы.

Но обе вынуждены играть не дуэль и не феминистский мотив сопротивления вековой зависимости от мужчин, но обреченность. Обе – жертвы обстоятельств и заколдованного круга экранизаций.

Всё было известно заранее. А единственным волнующим вопросом, к которому привела актуализация действия, для меня остался один: откуда при королевском дворе столько афроангличан?

«Чёрная полоса» (Fleuve noir)

Эрик Зонка, Франция, 2018

Дани Арно, 16 лет, в среду утром ушёл в школу - и бесследно исчез. Мать – святая женщина, на плечах которой ещё и старшая, умственно отсталая дочь, – в панике. Муж – боцман-бородач – ушёл в рейс. Вся надежда – на полицию. Главный подозреваемый – учитель французского, с виду – нормальный семьянин, ну, балуется написанием романов, однако есть в скользком типе что-то постраннее графомании. Да и взявшийся за дело флик – не образец сыщика. В разводе, помятый, пьёт круглосуточно, не брезгуя просить опрашиваемых свидетелей плеснуть виски.

«Вам можно пить на работе? – А то – работаю 24 часа в сутки».

И с собственным сыном у полицейского проблемы – пацан толкает гашиш на районе и уже взят на заметку коллегами. Но кино – не о потерянных детях и подростковых страхах и желаниях (как «Симон Вернер исчез», скромный французский шедевр нулевых, мгновенно всплывающий в памяти, когда возникает сюжет с пропажей тинейджера), а про потерянных родителей. 

Надлом и крах вчерашних подростков, незаметно оказавшихся на пороге 50-летия, – сквозной мотив этого размеренного детектива с акцентом на психологию.

Режиссёр Эрик Зонка, ценимый с 1990-х за «Воображаемую жизнь ангелов» (1990-е – лучшее время и лучшие фильмы), в десятые годы с радаров исчез – работал, как показывает интернет-ресерч, на телевидении. Небезуспешно, если судить по призам. В «Чёрной полосе» есть идущая от телека ориентация в первую очередь на нарратив; визуальная сторона уже на втором месте. И то, что в основе – роман (израильского беллетриста и криминалиста Дрора Мишани), можно догадаться без титров. И всё же лучше не откладывать «Чёрную полосу» для домашнего просмотра: артисты такие, что выходу каждого хочется аплодировать – как делает благодарная публика в «Ленкоме». Венсан Кассель (пьющий коп), Ромен Дюри (подозрительный учитель), Сандрин Киберлен (мать пропавшего мальчика), Элоди Буше (жена учителя), Афсия Эрзи (ассистентка копа), Шарль Берлинг (коллега-полицейский) – на мой вкус, ансамбль мечты. Финал, как случается в большинстве детективов, слегка разочаровывает – и потому в «Полосе» финалов два. Окончательный удивляет – не новым витком патологии, но парадоксальным психологическим вывертом