Венецианский
кинофестиваль


Вадим Рутковский
6 сентября 2016

День 7.
Плохие каннибалы,
беременная школота,
проделки и выходки

Брюзжать по поводу «слабого конкурса» – дурной тон, и всё же разочарований достаточно и лучший фильм дня – снова в параллельной секции.

Это «Розыгрыш» (Prank) квебекского дебютанта Венсана Бирона, участник «Недели критики». Где-то в середине фильма случается пронзительная романтическая сцена: девочка и безответно влюбленный в нее мальчик бегут сквозь лес, взявшись за руки. Но чтобы вы поняли всю пронзительность и оригинальность эпизода, надо пояснить: девочка только что покакала на капот автомобиля (это – розыгрыш, один из серии, забава весёлых юных отморозков), а мальчик спас её от преследователя – владельца автомобиля – вырубив того, словно квотербек.


Из диких – и дико смешных при всей их первобытной простоте – выходок городских подростков, в основном, и состоит фильм. Есть еще упоительные, с использованием комиксов пересказы бульварной киноклассики 1980-х – «Хищника», «Кикбоксера», «Горца» и «Крепкого орешка». Есть драматургическая лихость, благодаря которой про каждую жертву шутников мы успеваем за считанные секунды узнать много интересного. Короче, сногсшибательный и совершенно имморальный фильм, про то, как легко быть молодым, как хорошо быть хулиганом.


В конкурсе молодое кино тоже представлено, но радости от него – как от поддельных ёлочных игрушек. «Плохая партия» (The Bad Batch) Аны Лили Амирпур была среди самых ожидаемых премьер.


Молодой режиссёр иранских кровей заинтриговала дебютом, черно-белым вампирским хипстер-хоррором на фарси «Девушка ночью идет домой одна» (снятом в Америке, загримированной под Иран; в настоящем Иране за такое, скорее всего, забили бы камнями). Новый фильм снят в пустыне Техаса и анонсировался как романтическая история с каннибалами. Всё, в общем, так – снова девушка (Суки Уотерхаус) идет одна, только днем и не домой, а в странный резорт, на входе в который стоит щит-предупреждение: вы покидаете Техас, законы штата больше не действуют.

Внутри «Плохой партии» есть страна «мечты» и «комфорта», этакая анархокоммуна с антуражем, знакомым по «Безумному Максу» и еще десятку постапокалиптических (анти)утопий; верховодит в ней ценитель роскоши и наркоты (Киану Ривз) с дюжиной беременных красоток-телохранителей.

Но девушке не везёт, и по пути к мечте она попадает в другую коммуну – к качкам-каннибалам, сбежать из которой получается, лишь потеряв левую ногу и правую руку. Потом девушка захочет мстить, но вмешается любовь – к людоеду из Гаваны. В пересказе – конфетка (или, ближе к гастрономической специфике фильма, стейк), на деле – аморфное и неритмичное зрелище, «Безумный Макс» без безумств и драйва. Амирпур щеголяет уймой занятных финтифлюшек, но клинически не способна рассказать интересную историю.


«Жизнь» (Une vie) по Ги де Мопассану – качественный и мелочный фильм, глубоко посредственного режиссера Стефана Бризе.



На таком фоне выигрывает итальянская молодежная комедия «Пиума» (Piuma) Роана Джонсона – в апреле он гостил в Москве на фестивале N.I.C.E. с предыдущим фильмом. Эта легковесная и шумная картина про пару старшеклассников, ожидающую ребенка, хоть и отличается от соперников характером, но в концептуальный конкурс вписывается отлично.



Конкурс Венеции-73 – натурально, Книга Бытия, истории рождения миров и детей, разнообразные рефлексии об истоках жизни. И если на одном полюсе IMAX-аттракцион Терренса Малика «Путешествие времени» (Voyage of Time), почему бы на другом полюсе не оказаться фильму с человеческим лицом?