Да, театр!


Вадим Рутковский
16 ноября 2016

Фестиваль NET и новый европейский театр образца 2016 года

Можно ли увидеть на фестивале «NET – Новый европейский театр» ужасный спектакль? Конечно, да – хотя бы потому, что критерии «прекрасного» и «ужасного» у каждого свои, а понравится всем, разве что, купюра в 100 евро (ненавистники есть, поди, даже у Чарли Чаплина). Но совершенно точно, что на NET'е не бывает ненужных, никчемных, необязательных спектаклей: арт-директора фестиваля Марина Давыдова и Роман Должанский идеально чувствуют, что такое живой актуальный театр.

NET-2016 открывается 17 ноября неожиданно камерно – почти stand up’ом британской группы Forced Entertainment «Праздники будущего», занимательным футурологическим конгрессом для камерной аудитории: о том, что нас, возможно, ждёт, шеффилдские искусники расскажут с Малой сцены Театра наций. Но не спешите сетовать на нынешний скромный бюджет феста, в былые годы привозившего в Москву большие и дорогие постановки суперзвезд – Марталера и Фабра, Тальхаймера и ван Хове, Питера Брука, Кэти Митчелл, Жозефа Наджа, Корнеля Мундруцо, Деклана Доннеллана, Филиппа Кена: список можно длить и длить. В последние дни фестиваля компания израильского хореографа Ясмин Годдер покажет перформанс Climax, одно из главных событий летнего венского фестиваля Wiener Festwochen. Выдающийся французский хореограф Жером Бель устроит на большой сцене Театра наций Gala с участием непрофессиональных танцовщиков. А вторым, неофициальным открытием NET'а станет гастроль уникального итальянского режиссера Пиппо Дельбоно со спектаклем «Евангелие».

Уничтожение границ между искусствами – генеральная тенденция современности, которую фиксирует NET: рядом со спектаклями разной степени нетрадиционности на фестивале есть место выставке великого немецкого хулигана Кристофа Шлингензифа (она открывается 24 ноября в галерее на Солянке) и видеоинсталляции берлинского коллектива Anonymus «10 10 10» (с 20 по 28 ноября в Новом пространстве Театра наций). Логическая кода фестиваля – Climax Ясмин Годдер, радикальный микс физического театра и contemporary art, где ничто не разделяет танцовщиков и зрителей, а политический контекст рождается из близости наблюдателей и артистов.

Впрочем, и для «Евангелия», заключенного в привычный прямоугольник сцены, понятие границ относительно. Его автор Пиппо Дельбоно – грузный человек с замечательной пластикой, доверяющий своему только кажущемуся неуклюжим телу. Актер и режиссер, делающий достоянием общественности свою жизнь, семью, память, грёзы, политические и эротические пристрастия – в поэтических фильмах-эссе и многофигурных театральных композициях: труппа Дельбоно – по сути, его семья, и её маленький солдат – глухонемой 80-летний Бобо, освобожденный Дельбоно из психиатрической клиники, после 50 лет заточения, – для Пиппо не менее важен, чем его недавно скончавшаяся мать (она когда-то и спрашивала блудного неверующего сына, отчего бы ему не инсценировать Евангелие?). В «Евангелии», как всегда у Дельбоно, – хотя нет, острее, чем всегда – «личное» сливается с «общественным»: среди героев спектакля – настоящие герои нашего времени, беженцы из Сирии, Афганистана и Африки, угроза (или надежда?) старой Европы. У этого спектакля есть «двойник» – одноименный фильм, показанный на 73 Венецианском кинофестивале. Театральное «Евангелие», увидеть которое может только «чистая», обеспеченная публика, Пиппо посчитал буржуазным и, дабы вернуть теме ясность, а себе – смысл жизни, отправился в лагерь беженцев, чтобы разыграть тот же сюжет с нелегальными эмигрантами, ожидающими решения своей судьбы в новом европейском лимбе.

NET традиционно открывает новые театральные пространства – причем, буквально: так один из самых незабываемых проектов, спектакль-«бродилку» английского театра dreamthinkspeak «Не оглядывайся» играли в цехах «Фабрики»: они превращались в царство мертвых, по которому блуждали уподобившиеся Орфею зрители. В 2016-м на NET’е тоже будет свой Аид – проект «Театра.doc» «Тибетская книга мертвых»; его играют в заброшенном депо на Курском вокзале. А рядом в афише – спектакль, привязанный всё к той же больной теме вынужденной эмиграции – это «Разговоры беженцев» Константина Учителя и Владимира Кузнецова, «внедряющие» пьесу Бертольта Брехта в реальное пространство: в Москве это Ленинградский вокзал.

Возвращаясь к звездам режиссуры, без которых немыслим NET. К ним без натяжки можно причислить и нашего соотечественника Дмитрия Волкострелова. NET привозит спектакль «Карина и Дрон», поставленный им по пьесе Павля Пряжко в казанской творческой лаборатории «Угол» – с начинающими актерами, ровесниками героев пьесы о современных тинейджерах, чьи отношения и даже язык для многих сродни инопланетным. Спектакль начинается со слов Карины «Хочу съесть бигмак и большую картошку», заканчивается репликой Дрона «Зашкалило на косплей», между ними – 55 минут подростковой трепотни, непонятной, странной, смешной и бездонной. Большинство ремарок драматурга – вроде «целуются, обнимаются, прощаются», «берет планшет, переписывает домашнее задание на листик» – режиссер либо сводит к аскетичной пластике (в прямой контакт шестеро героев не вступают и с мини-подиумов вдоль сцены ни разу не спускаются), либо заменяет игрой света, либо вообще игнорирует. Но вот вступительную ремарку Пряжко – о громком тягучем звуке, вроде бы шедшем из недр Земли в 2012-м году, – Волкострелов материализует: гул, смешивающийся с обычным городским шумом, беспрестанный. И предполагает множество трактовок: это и не поддающийся рациональному объяснению саунд Вселенной. И мощный барьер – между героями с их teenage angst’ом, микроскопическими трагедиями, любовными объяснениями, необходимостью перекрикивать друг друга. Между поколениями – за старшее отвечает публика, которой приходится напряженно вслушиваться в текст. Между индивидуумами, для которых ни одно новое время не отменит проблему экзистенциального одиночества. Космические темы, космический спектакль.

И космический фестиваль.