Арт без шока


Вадим Рутковский
11 октября 2023

С 16 октября в Москве проходит 6-й фестиваль фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia Film Festival – мозаика, сложенная из чистых фантазий игрового кино, постановочных биографий и документальных портретов

Площадки фестиваля – пограничные территории, где встречаются искусство и кино: ГЭС-2, Центр Зотов, музей современного искусства «Гараж», Инженерный корпус Третьяковской галереи. Кинотеатр – один, «Художественный», но он сам по себе произведение искусства.


Фестиваль – возможность услышать истории от первого лица. Подробный биографический док «Ботеро» снят Доном Милларом в 2018-м году и начинается с слов о том, что герой, колумбийский живописец и скульптор Фернандо Ботеро – чемпион среди ныне здравствующих художников по количеству экспозиций, зрителей, посещающих эти выставки, и книг, ему посвящённых.

15 сентября 2023-го Ботеро скончался в возрасте 91 года – теперь он соревнуется в другой, небесной лиге гениев. Показ же неигрового байопика о нём – не реквием; напротив, бодрое подтверждение: художники не умирают.

А благодаря кино остаются и в прямом диалоге с нами даже после завершения своего календарного пребывания на Земле.


Ботеро – сын портнихи и коммивояжёра, развозившего товар на мулах, выходец из захолустного архаичного Медельина, где либералов запирали в клетки и показывали как диких зверей. Травматичный опыт стал поводом для картины, принесшей молодому Фернандо – спасибо матери, не ставшей ограничивать свободу и мечты выбравшего странное занятие сына – целое состояние в семь тысяч долларов. В фильме Миллара он – вальяжный классик, развлекающий взрослых уже детей байками за ресторанным столом;

и всё ещё – до последних дней – насмешник, экспериментатор, эротоман и мастер политических провокаций; одним словом, художник.

Докпортрет Ботеро пишется скоростными интервью – с роднёй, друзьями, коллегами и искусствоведами, оставляя главное слово за самим героем. И слово это – не только прямая речь; рабочий процесс, творчество как труд и как акт творения.


Игровые кинобиографии великих художников исчезнут вместе с человечеством:

большие судьбы – большие страсти; есть о чём снимать.

«Обнажённая муза» Мартена Прово, впервые показанная в программе «Каннские премьеры» (Каннского, естественно, фестиваля) – образец традиционного, но живого и фривольного игрового байопика; история художника Пьера Боннара (удивительный Венсан Макен, привычный в комедийных ролях), поставившего точку в импрессионизме – с акцентом на интимные отношения; хотя границы между ними и искусством совсем прозрачны.


Основой игрового семейного киноромана вполне мог стать документальный фильм «Путешествие» – именно его предпринимает режиссёр, израильский художник Итамар Векслер, но движется он не из одного географического пункта в другой – в глубь частной истории, разбираясь в истоках творчества своего отца Якоба Векслера.


А вот другой фестивальный док «Большие уши слушают ногами» – действительно, почти роуд-муви, однодневный трип по Таиланду вместе с архитектором Бунсерм Премтадой, превратившей в инструмент собственное тело. Врождённое нарушение слуха заставило Бунсерм изобрести альтернативный способ аудио-контакта с пространством, превращая всю себя в резонансную камеру. «Большие уши...» – микс экскурсии и медитации.


Не только звёзды и классики в объективе фестиваля: насколько лаконичная (всего 58 минут), настолько и мощная «Страна равнин» француза Антуана Буте – хроника маргинальной жизни Жана-Мари Массу, добровольно избравшего отшельничество: его рукотворный арт вырастает среди лесных скал и в самодельных подземных туннелях; не для услаждения досужих глаз, но как страж, предотвращающий наступление Апокалипсиса.

Массу – аутсайдер? безумец? или маг, благодаря которому мы ещё можем ходить в музеи и смотреть кино?


Реальные события и биографии – только часть фестиваля. Открывает его, например, эстетская немецкая драма «Пиаффе», мировая премьера которой состоялась в прошлом году в конкурсе фестиваля в Локарно;

кино антинарративное, рассчитанное на физическое, чувственное восприятие, хотя и рациональных трактовок можно собрать целый том.

Режиссёр Энн Орен – известная израильская художница, эффектно дебютирующая в полнометражном кино. Героиня «Пиаффе» должна подменить заболевшую сестру и записать для рекламного ролика звук бегущей лошади. Нехитрое, вроде бы, дело обращается тотальной фантасмагорией.


Полна чудес и обманчиво реалистичная ретро-сага Аличе Рорвахер «Химера», уже успевшая открыть фестиваль Каро. АРТ (мои опасения о вторжении российской цензуры в этот фильм оказались напрасны; его реальный хронометраж – 133 минуты; даже на три минуты больше, чем указано в IMDb).

Рорвахер – поэт уходящей патриархальной культуры, гений почвы и режиссёр, зачарованный блаженными странниками.

В «Химере» она нашла такого чудака не от мира сего в молодой британской звезде Джоше О'Конноре; его герой, томимый снами об исчезнувшей жене, фатально и романтично увлечён следами этрусской цивилизации. Это наваждение толкнуло его в дружеские объятия деревенских контрабандистов – и с полным на то основанием позволило включить «Химеру» в программу фильмов об искусстве.


А вот расшифровать фестивальный показ «Анатомии падения», буржуазного детектива Жюстин Трие, обладателя каннской «Золотой Пальмовой ветви», я не могу. Все объяснения дадут непосредственные организаторы фестиваля на public talk’е после сеанса – программный директор Марина Торопыгина, куратор спецпрограммы фестиваля Денис Рузаев и великий кинокритик Лев Карахан.


Москва
10 августа, суббота
Иллюзион
17:00 400 ₽
14 августа, среда
Балтика
19:30 400 ₽
26 августа, понедельник
КАРО 7 Атриум
19:30 400 ₽
Минск
25 августа, воскресенье
Центральный
17:00 Билеты
Волгоград
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Европа Сити Молл
19:00 300 ₽
Екатеринбург
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Алатырь
19:00 300 ₽
Иркутск
31 июля, среда
Киномакс
19:00 300 ₽
Казань
31 июля, среда
Киномакс Тандем
19:00 300 ₽
Калининград
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Европа
19:00 300 ₽
Красногорск
28 июля, воскресенье
Музей-усадьба Архангельское
14:00 Билеты
18 августа, воскресенье
Музей-усадьба Архангельское
14:00 Билеты
Красноярск
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК в ТРЦ «Галерея Енисей»
19:00 300 ₽
Нижний Новгород
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Седьмое небо
19:00 300 ₽
Новокузнецк
30 июля, вторник
Формула Кино IMAX
19:00 300 ₽
Новосибирск
30 июля, вторник
ДК «Академия»
18:30
Омск
30 июля, вторник
Слава
19:30
Пермь
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Семья
19:00 300 ₽
Ростов-на-Дону
31 июля, среда
Большой
19:30 350 ₽
Самара
15 августа, четверг
#ёкино
19:00 300 ₽
Саратов
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Триумф Молл
19:00 300 ₽
Сочи
30 июля, вторник
КИНО МореМолл
19:00 300 ₽
Томск
31 июля, среда
Киномакс
19:00 Билеты
Тюмень
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Гудвин
19:00 300 ₽
Уфа
30 июля, вторник
СИНЕМА ПАРК Галерея ART
19:00 300 ₽
Хабаровск
30 июля, вторник
Голливуд
19:00
Челябинск
31 июля, среда
Киномакс Урал
19:00 300 ₽
Ярославль
31 июля, среда
Киномакс Аура
19:00 300 ₽