В конкурсе «Русские премьеры» победила мелодрама Антона Маслова «Мужу привет», в конкурсе короткого метра – экспериментальный фильм испанского режиссёра Фона Кортисо «Танец пчелы», в документальном конкурсе – «Тётушка Ху и её райский сад» Пань Чжици из Китая.
Жюри основного конкурса возглавлял радикально эстетствующий (и как режиссёр, и как продюсер) испанец Луис Миньярро; вместе с ним работали Алексей Герман-младший, Марьяна Спивак, египетская актриса Бушра румынский режиссёр Корнел Георгицэ, участвовавший в конкурсе ММКФ в 2023-м, и американский актёр Джон Робинсон, игравший у Гаса Ван Сэнта.
Очевидно, все совпали в приоритетности авторского кино над фестивальным мейнстримом:
незабываемый индийский «Элизиум» (The Elysian Field; Ha Lyngkha Bneng), снятый на редком языке кхаси, получил и главный приз, и «Серебряного Георгия» за режиссуру. Вообще, я против такого одаривания одного, пусть сколько угодно гениального фильма, но что уж; приятно.
По описанию – и первому эпизоду, с долгим-долгим траурным шествием, а проще говоря, волочением гроба по горам и долам – можно предположить, что «Элизиум» – этакая живописная, но почти несмотрибельная драма. Про отверженную деревушку, последние жители которой медленно, но верно умирают; и свет то и дело отключается, разве что на подаренной немецкими благотворителями церкви лампочки мистически вспыхивают когда им заблагорассудится. Ан нет, «Элизиум» – черноватая, но задушевная комедия, на которую – сам был этому свидетелем – зал реагирует живо. У фильма всё в порядке и со стилем, и с мастерством, и с сердцем;
попомните мои слова: Прадип Курба – новая звезда.
Приз за женскую роль – у Марии Родригес Сото из испанского фильма «Дом в огне», тут у меня нет комментариев – фильм смотрел ещё год назад, помню, что как раз типичный фестивальный проходняк, а больше ничего не помню; актриса, наверное, достойная. Зато большая радость приз за мужскую роль – Евгению Цыганову в «Семейном счастье» Стаси Толстой. Стася и приняла статуэтку со словами: «Евгений – самый неравнодушный актер из тех, кого я знаю, и он был не только соавтором этой роли, но и всего фильма».
Специальный Серебряный приз – у многомерной военной драмы казахстанца Фархата Шарипова «Эвакуация». Я фанат Шарипова, и это очень хорошая, но и очень странная картина – в ней даже не открытый, а оборванный финал; никакого обоснования этому я не придумал. Зато могу закончить текст по аналогии с «Эвакуацией» – без финала.