Пригоженькое кино


Вадим Рутковский
31 July 2025

В прокате – американская «Хорошенькая», первый полнометражный фильм Индии Дональдсон, обманчивая лесная идиллия

Участник фестиваля «Санденс» и каннской программы «Двухнедельник кинематографистов» (как и главная артхаусная премьера прошлой недели «Прости, детка») – именно что Good One; название подходит не только героине, но и самому фильму, приятному почти во всех отношениях.


17-летняя Сэм (обаятельная, привлекательная и безупречно естественная дебютантка Лили Коллиас) и её отец-разведёнка Крис (Джеймс Ле Грос – пацан из американских независимых фильмов 1980-90-х, благополучно выросший до бати) отправляются в поход. Третий «в лодке» – друг семьи, актёр-неудачник Мэтт (Дэнни МакКарти – в отличие от Ле Гроса молодым словно и не был, в кино – с нулевых); собственно, по сюжету всё.

Два поколения – новое и винтажное – встречаются на умеренно дикой природе;

необязательные разговоры, уроки вождения, ласковый саундтрек, журчание ручьёв, щебетание птиц, случайные безобидные встречи как повод перекинуться в картишки – и драматические уколы, прячущиеся за кажущейся тотальной летней безмятежностью...


Ничего экстраординарного, башню не срывает, однако запоминается – проверено эмпирически:

я впервые смотрел «Хорошенькую» пару тысяч фильмов назад, осенью 2024-го на фестивале в ГЭС-2; включил перед тем, как сесть за текст и понял, что освежать в памяти нужды нет. Такой парадокс: негромкое, на полутонах кино фиксирует как бы спонтанные, как бы не сымитированные моменты жизни с документальной убедительностью (как бы – потому что это игровой, тщательно продуманный и срежиссированный фильм) и въедается на куда более долгий срок, чем иные громобойные боевики. Ближайший аналог – тоже исключительно тихая драма про пару бэкпэкеров, шедевр Джулии Локтев «Самая одинокая планета».


Написал про Локтев и поймал себя на мысли, что многим потенциальным читателям этой рецензии упоминание «Планеты» ни о чём не скажет – такова участь уймы фестивальных хитов, остающихся маленькими радостями синефилов. Возник практический вопрос к себе: кого я хочу заинтересовать «Хорошенькой»? Тем, кто тоже маниакально отсматривают фильмы каннского пула, рекомендации не нужны; те, кто смотрит исключительно нажористый Голливуд (по-прежнему иногда доступный в теневом прокате), такую мелочь в принципе не замечают.

Зря; вот кино без клише.


Если бы «Хорошенькая» обошлась совсем без травматических ссадин-конфликтов – вот это был бы номер; настоящий сюрприз.

Увы, так не бывает ни в индустрии, ни у независимых; люди-режиссёры тащат психологические драмы даже в равнодушный к нашим переживаниям космос – как поступил Альфонсо Куарон в «Гравитации». Донести разлад, непонимание и фиаско до леса совсем просто. Но деревьям, камням, жукам и рекам – как небесным телам, нет дела до тектонических сдвигов в человеческих отношениях, возникающих в словах, микродвижениях и паузах между словами.