Ода и толика диатрибы


Вадим Рутковский
18 September 2023

21-й открытый российский фестиваль кино и театра «Амурская осень» завершился концептуальной победой фильма, сделанного для онлайн-кинотеатров. Среди неофициальных итогов – ода Стасе Венковой, написанная редактором CoolConnections

Гран-при имени Валерия Приёмыхова жюри под председательством продюсера Натальи Мокрицкой присудило телевизионному по эстетике и предназначению фильму «Агата и сыск. Выгодный риск» Владимира Койфмана. Но не только призами фестивали остаются в истории.


Про призы – коротко. «Новое чудо» и «Туда и обратно», два самых интересных фильма конкурса, о которых рассказывал в предыдущем амурском репортаже, предсказуемо разделили между собой половину наград. У «Нового чуда» – приз за режиссуру Александре Стреляной и диплом жюри за многообещающий актёрский дебют Ананке Арейру. У «Туда и обратно» – приз за лучшую операторскую работу Андрею Иванову и приз за лучшую мужскую роль Владимиру Вдовиченкову (он играет отца мальчишки-беглеца и, по мне, при всей главности своей роли проигрывает любому из исполнителей второго плана – а «Туда и обратно» щедр на колоритных героев). Приз за лучший сценарий Максиму Шабалину и приз за лучшую женская роль Ирине Гринёвой принесли «Времена года». За Гринёву, одну из любимейших театральных актрис, у которой по необъяснимым причинам не слишком задалась карьера в кино, я очень рад; к фильму в целом – холодной буржуазной драме о личных и творческих кризисах в мире балетной богемы –равнодушно. Но не настолько равнодушно как к победителю, телефильму «Агата и сыск. Выгодный риск» (есть ещё как минимум два ретро-детектива того же цикла), больше похожему – ритмически и интонационно – на радиобудку, из которой доносится монотонное бурчание.

Неоднозначный выбор жюри объяснило концептуальным намерением отметить «тренд на драму и детектив на цифровых платформах».


Короткий метр судили режиссёр Никита Сичка, о фильме которого «С собой» я бегло писал год назад, актриса и режиссёр Стася Венкова и продюсер Максим Добромыслов. Победил фильм нынешнего студента ВГИКа Григория Сазанова «Расскажи» – с ним отдельная история. Три года я работаю отборщиком на фестивале «Короче» и большинство работ, показанных на «Амурской осени», уже видел; часть мы приглашали во внеконкурсную программу в Калининграде, но авторы предпочли премьеру в конкурсе Благовещенска.

Кто-то не прогадал:

фильм «Чёрное», например, получил два приза – за режиссуру Вике Дёгтевой и за лучшую мужскую роль Сергею Муравьёву. А воздушную элегию Николая Коваленко «Лелера» отметили за «чувственный минимализм» оператора Даниила Кононова.


Пять фильмов в короткометражном конкурсе были мне незнакомы, один из них – «Расскажи».

Но вот листаю я каталог и – внимание! – по короткому синопсису и одному единственному кадру понимаю, что фильм-то я видел.

Дело в том, что на «Короче» он подавался год назад под названием «Двери»; тогда работа заинтриговала, но и оставила в недоумении. Не знаю, стал ли сейчас фильм яснее, да и нужна ли ясность настроенческому этюду об одиноком детстве; визуальная же сила в нём точно есть.


А теперь – самый важный неофициальный итог фестиваля: впервые CoolConnections публикует оду. После фильма Байбулата Батуллы «Бери да помни» я стал фанатом одноимённой игры и вот впервые в неё проиграл – Стасе Венковой (последний фильм Сергея Соловьёва «PS.Ути-ути-ути», снятый по сценарию Стаси и с ней в главной роли, можно посмотреть в онлайн-кинотеатре CoolPlay). Проигрышем нимало не расстроен; главной трудностью было определиться со стихотворным размером, в итоге решил не следовать никаким классическим одам – в конце концов, XXI век, какие ещё правила.

Торжественность высказывания задана жанром, но неправды или преувеличения нет ни в одной строке.

Эпиграфом бы взял цитату из Германа Мелвилла: «Всё было веселье, жизнерадостность и ликование».

*

В имени Стаси спрятано слово САС.

В имени Стаси наперегонки резвость и страсть.

В туманно мрачное «наше» время

Стася – космический свет;

Эта ода – твой, Стася, выигрыш,

Но пари – только повод:

Желание написать оду – не тайно;

Нет такой силы, что бы заставила сказать ему «нет».

*

Ты несёшь свет, ты в ладах с тьмой.

Чёрный вампирский шик – слева,

Белизна толстовского бала – справа.

Первое «Влечение» показало:

на любого тирана в твоих руках есть управа;

Но всякий продюсер – если не трус или дура –

Почтёт за счастье работать с тобой.

*

Я знаю тебя неделю без года –

На потерять голову хватило бы и минуты.

В тебе всё, включая талант и свободу –

Так почти не бывает, и это неописуемо круто.

Уверен, что великий Бернардо

Любуется сейчас тобой издалека – оттуда.

Ты как воду в вино жизнь превращаешь в кино –

великий MC забавных игр.

Пусть на твоём фестивале мечты в мире будущего

Лучшие фильмы получают приз «Огнедышащий тигр».