Настоящий детектив


Вадим Рутковский
1 November 2016

«Мой убийца» – первый фильм из Якутии в широком российском прокате

Смерть, золото, тайга: лучшие жанровые фильмы наших дней делают в Республике Саха.

Понятые – на месте, начинается следственный эксперимент: подозреваемый Иннокентий Давыдов рассказывает и показывает (используя надувную модель Саню), как он убил красивую девушку Любовь Сафронову, чей труп в открытой квартире обнаружила кокетливая соседка. Любовь работала в аэропорту Якутска – «оформление грузов, логистика – стандартные обязанности» – и если верить её сестре-близнецу Вере, когда-то встречалась с Давыдовым.

Убийство на почве ревности – мотив очевиден, да и подозреваемый, хоть и помнит происшедшее крайне смутно, свидетельницей опознан, и сознается охотно.

Однако для молодого оперативника Дьулуса, переживающего кризис отношений с подругой, всё не так очевидно. Тем временем, неизвестный угрожает жизни Веры, вынуждая её покинуть свой дом...

«Мой убийца» Костаса Марсана – наглядный пример того, что лучшие жанровые фильмы в России наших дней делают в Республике Саха. Универсальный, толково и хитро закрученный детективный сюжет (по мотивам повести Егора Неймохова «Случай на озере Сансары»).

Потрясающая природная экзотика – расследование приводит Дьулуса в таежную артель золотискателей, туда, где «всяких хищников хватает», от диких зверей до «хищноты» (так на местном жаргоне зовут старателей-«пиратов»).

Артисты, обладающие замечательной киногенией (причем звездами выглядят не только исполнители главных ролей – Вячеслав Лавернов и сыгравшая обеих сестер Сафроновых Галина Тихонова), и колоритные персонажи (продуманы все, включая второплановых – вы вряд ли забудете мечтающего об отпуске начальника оперативного отдела, юморного судмедэксперта или похожего на скалу артельщика).

Есть и еще одно ценнейшее качество, отличающее «Убийцу» от кинопродукта из российских столиц, похожего на бесконечный рекламный клип: визуальный вкус. Это кино здорово снято. Конечно, не обязательно, увлекшись сюжетом, обращать внимание на изобразительные детали: как падают косые солнечные лучи в комнату для допросов, как распахиваются цветастые шторы в лачуге Веры.

Как нависает небо над обезлюдевшим поселком Салдын или мигают огоньки на схеме расположения АЗС от Якутска до Нерюнгри (через завораживающие названиями Нижний Бестях, Мохсоголлох, Качикатцы, Добролет, Улу и Томмот).

Можно не обращать на них внимания, но они есть, и они обеспечивают фильму уровень доверия, утраченный на «федеральном уровне».

Якутское кино – феномен, о котором до недавнего времени за пределами Республики Саха знали только фестивальные зрители. Кажется, Мария Кувшинова и Иван Чувиляев в своей программе регионального кино на фестивале 2Morrow первыми показали москвичам мистическую драму «Дорога» Михаила Лукачевского. Его следующий фильм «Белый день» участвовал в конкурсе фестиваля «Движение» – с тех пор редкий российский киносмотр обходится без якутского фильма. В 2016-м, например, в конкурсе «Духа огня» были «Заблудившиеся» Алексея Амбросьева-младшего, основанный на реальных событиях географический триллер о потерявшихся в Верхоянских лесах, в конкурсе «Движения» – «Феррум» Прокопия Бурцева, эстетский гангстерский триллер. Но это – только верхушка айсберга, малая часть национальной киноиндустрии, «Сахавуда» (по аналогии с Голливудом и Болливудом).

В год в Якутии выходит около полутора десятка фильмов, запросто побивающих в нацинальном прокате голливудские хиты.

Здешние режиссеры не механически имитируют зарубежные образцы, но бережно пересаживают их на свою культурную почву и создают оригинальные произведения (и уже не важно, что тот же «Феррум» перекликается с Такеши Китано, а хоррор «Паранормальный Якутск» вдохновлен, само собой, «Паранормальным явлением»).

Обидно, что для остальной России якутское кино – параллельная реальность, почти потустороннее измерение. В советскую довидеомагнитофонную эру о голливудских комедиях и ужастиках можно было только читать (и мечтать) – почти та же ситуация сегодня с фильмами из Республики Саха: как бы ни были они популярны в своем регионе (комедия «Кэскил», например, превратилась в полноценную франшизу, породив сиквелы «Кэскил-2: Матч-реванш» и «Кэскил-3: Наследство»), посмотреть их москвичу, омичу или воронежцу практически невозможно (и торренты не помогут). Появление в широком российском прокате «Моего убийцы», главного национального хита года в Якутии, – событие революционное.

Билет в кино становится билетом на другую планету.