Одно решение – сопротивление


Вадим Рутковский
14 December 2017

Эпизод VIII саги «Звездные войны» – «Последние джедаи» – уже в прокате

Первый Орден, возглавляемый адовым верховным лидером Сноуком, строит властную вертикаль, насаждая тоталитарную диктатуру во всех уголках далекой-далекой галактики. Повстанцы несут тяжелые потери, но не сдаются.


Принцесса Лея с верными товарищами пытается улизнуть от превосходящих сил противника и добраться до затерянной планеты для установления контакта с союзниками и восстановления боеспособности. Бывший штурмовик Финн (Джон Бойега) едва не празднует труса, пытаясь сбежать с обреченного корабля, но возвращенный в чувство долга новым бойцом и новой героиней Роуз Тико (американка вьетнамского происхождения Келли Мэри Тран), летит на планету-казино, где прожигают жизнь торговцы оружием (поставляющие его «и нашим, и вашим»): цель Финна и Роуз – найти легендарного взломщика, единственного человека, которому под силу отключить систему слежения на имперском дредноуте, охотящемся за Леей.

Тем временем, Чубакка и Рэй (Дейзи Ридли), почувствовавшая пробуждение силы и примкнувшая к повстанцам в предыдущем эпизоде, отправляются к магистру-джедаю Люку Скайуокеру (Люк Хэмилл) – в надежде прервать его отшельничество и вовлечь в битву с узурпаторами.

А Кайло Рен (Адам Драйвер), в предыдущем эпизоде убивший собственного отца Хана Соло и теперь готовый также поступить с матерью Леей, всё уверенее следует по стопам Дарта Вейдера. Однако Рэй, вступающая с Кайло в телепатическую связь, не оставляет попыток вернуть его на светлую сторону Силы.


Уверен, что сжатый пересказ зачина «Последних джедаев» не навредит никому. Во-первых, всё вышеизложенное случается уже в первые минуты фильма, длящегося два с половиной часа. Во-вторых, как бы ни страшились спойлеров фанаты саги, «Звездные войны» – не то кино, что полнится непредсказуемыми сценарными твистами. И это не упрёк: уникальность саги отчасти и состоит в прямоте высказывания о поединке добра и зла – и на просторах, которые бороздит космофлот, и на территории, скажем так, внутреннего мира.

Дистиллированная, очищенная от лишних драматургических виньеток, возникающая на контрасте света и тьмы бесконечная история стремится к ясности мифа.

Эпизод VIII позволяет некоторые вольности – вроде намекающей на относительность доба и зла линии с продавцами оружия, необходимыми как Первому Ордену, так и Республике. Хотя это, скорее, трезвое замечание, разрушающее идеалистическое представление о том, что любой спор можно разрешить словами, а не кулаками. Если помните, к такому мнению склонялась мама Малыша из «Малыша и Карлсона» – до тех пор, пока Малыш не привел беспроигрышный аргумент невозможности мирного решения конфликта: «Кристер мне сказал: «Я могу тебя отлупить». А я ему ответил: «Нет, не можешь». Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь, словами?»

«Детский» диалог точно формулирует интенцию любого репрессивного государства, обращающегося к своим гражданам с заявлением «Я могу тебя отлупить». На что возможно одно решение – сопротивление.


Забавно, что в такой далекой от реальности галактике возникает тень революционера Че Гевары – в лице Бенисио дель Торо, который был команданте в роскошном байопике Стивена Содерберга, а здесь играет «анти-Че»: того самого взломщика с планеты-казино, персонажа, не лишенного благородства, но отличающегося изумительно циничной беспринципностью.

Романтика революции пронизывает «Последних джедаев», пожалуй, самую боевую серию саги, выпущенную будто к столетию Октября и напоминающую лучшие образцы советского военно-патриотического кино с его культом жертвенности.

К ассоциациям с нашей классикой подталкивает и неожиданное сходство Леи – Кэрри Фишер (венчает фильм трогательное посвящение её памяти) и Тамары Макаровой; и как мы не замечали этого раньше?!


Режиссер Райан Джонсон проявил себя непревзойденным баталистом в предыдущем фильме, первом спин-оффе «Звездных войн» «Изгой-один» (2016);

новая работа – чистое упоение в бою, апология священной войны.

Причем без ущерба лихому авантюрному жанру и с мастерскими пробежками по лезвию, отделяющему трагическое от комического: с последним отлично справляются, как ни парадоксально, рыжий генерал Хакс (Донал Глисон) – равно и опасный, и курьезный. И, конечно, дроид BB-8, не теряющийся даже на фоне своего напарника – пилота По Дэмерона (Оскар Айзек), репрезентирующего молодеческую удаль и отвагу.


«Последние джедаи» обладают редкой визуальной Силой старого Голливуда: Джонсон и его постоянный оператор Стив Йедлин создают буквально перехватывающие дыхание кадры эпической глубины. Не обходится и без неожиданных синефильски-постмодернистских влияний, прежде сагу обходивших стороной: эти «Звездные войны» явно видели и нашего «Левиафана» (хребет морского чудовища мелькает в обители Скайуокера точь-в-точь как в Баренцевом море из фильма Звягинцева), и «Твин Пикс»: Сноук жуткует в натуральном Черном Вигваме кроваво-красного цвета (делу Линча служит и Лора Дерн в роли вице-адмирала Холдо).


А еще это завораживающе музыкальное произведение. «Звездные войны» практически официально относятся к жанру космической оперы; но даже если бы термина space opera (некогда – уничижительного, а сегодня вполне легитимного) не существовало, «Последние джедаи» дали бы повод его придумать.

Симфонический саундтрек Джона Уильямса, бессменного автора музыки ко всем частям саги, становится самостоятельным носителем действия – как у Верди и Монтеверди, в настоящей, восходящей к античности опере.

Мощнейшее получилось кино – и лично я был абсолютно счастлив, увидев последний кадр, чётко формулирующий, что эти джедаи – точно не последние во вселенной.